"Сталин изменился, превратившись из главного проповедника марксизма в символ России. Это вообще чудовищная ирония судьбы, что из грузинского бандита получился один из самых великих российских "царей" – символ власти, империи и победы", - заявил он. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Сталин напрямую или косвенно повинен в гибели приблизительно 20 млн человек. Историк считает, что "русские обладают памятью с головой Януса, которая позволяет им одновременно и знать, и забывать".
"Они знают о 20 или 25 млн репрессированных, ранние 1990-е годы были полны разоблачениями. Конечно, каждый это знает, но большинство не хочет этого знать. То есть прошлое они не осмыслили. И вот еще что: в то время как в Германии было все разрушено и построено заново, в России все еще стоят старые здания, в которых работают различные органы власти. Спецслужбы остались прежними, и в них царит абсолютная преемственность курса Сталина. Настоящей "уборки в доме" не проводилось никогда", - сказал он.
Причины героизации Сталина и Ленина Монтефьори видит в том, что на сегодняшний день они воспринимаются двояко: "На них смотрят больше как на карикатуры самих себя, чем на реальных людей. Как на карикатуры государственной власти или с позиции гротескных стереотипов. И это внушает надежду".
По его словам, Путина нельзя называть новым Сталиным, так как "в душе, я думаю, он считает Сталина по меньшей мере полумонстром". "Даже при том, что он уважительно относится к тому, что сделал Сталин. Об этом свидетельствует тот факт, что Путин лично представил новый учебник по истории для учителей. При этом он назвал Сталина русским Бисмарком, современным Петром I, самым успешным политиком, руководившим страной в XX веке. А террор 1937 года был необходим для того, чтобы подчинить контролю бюрократию. Как бы лет через 10 в российских школах Сталина не тали называть Сталиным Великим".
"В России все – полушутка, полуконспирация. Тот факт, что в России нет настоящей системы смены власти, – это признак отсутствия политической зрелости общества. Русские не видят проблемы в том, что Путин, будучи премьер-министром, останется во главе государства при президенте Дмитрии Медведеве. Сталин до 1941 года даже не входил в правительство", - считает историк.
Монтефьори уверен, что в политике могут рухнуть даже самые лучшие планы. "Вначале Медведев, возможно, будет держаться в тени. Но он президент, и как президент он обладает огромной властью. Вполне возможно, что случится немыслимое, и он лишит власти Путина, если тот потеряет свою популярность. Но это маловероятно, потому что Медведеву это невыгодно. Этот как при коалиции в Австрии, когда во всем обвиняют канцлера".