Официальное расследование "все ближе и ближе" к установлению виновных в крушении MH17
Global Look Press
Голландский главный прокурор Фред Ветсербеке, который возглавляет международную следственную группу (JIT) по делу о крушении малайзийского Boeing 777 в Донбассе в июле 2014 года, рассказал о ходе расследования спецкору "Новой газеты" Павлу Каныгину. Он отметил, что пока непонятно, когда следствие поставит финальную точку, но заверил, что когда-нибудь это обязательно произойдет.

Вестербеке объяснил, что официальное расследование "становится все ближе и ближе" к установлению всех подозреваемых в крушении МН17, в том числе списка руководителей и военных командиров, принявших решение о переброске "Бука" на Украину. Он также сообщил, какие гарантии обещаны свидетелям и на что могут рассчитывать причастные к крушению, если захотят сотрудничать со следствием.

"28 сентября 2016 года мы объявили о первых итогах, где ответили на вопросы, что произошло с МН17 и откуда, из какого места, по самолету была выпущена ракета "Бук". Тогда мы очертили и круг лиц, причастных в той или иной мере к трагедии. С того момента и до сих пор мы занимаемся поиском этих людей", - сказал глава следственной группы, в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.

Год назад следственная группа представила доклад, из которого следовало, что самолет сбили из ЗРК "Бук", доставленного с территории России. Запуск был осуществлен с поля у поселка Первомайский, находившегося под контролем сепаратистов самопровозглашенной Донецкой народной республики, говорилось в документе. В Москве с выводами международного следствия не согласились. В МИД РФ доклад JIT посчитали "предвзятым".

Как пояснил Ветсербеке в интервью, под финальной точкой члены JIT подразумевают доведение дела до суда, когда ответственные за крушение самолета окажутся на скамье подсудимых.

По словам прокурора, в течение последнего года усилия следователей были направлены на идентификацию подозреваемых. JIT знает, что "Бук" прибыл к месту рокового запуска в Снежном с границы России и Украины, а также то, что после выстрела по самолету установка отправилась обратно в Ростовскую область, сказал он. "Теперь мы копаем дальше и дальше, чтобы ответить на вопросы, кто транспортировал установку, кто ее сопровождал, кто нажимал на кнопку, кто давал приказ", - сообщил глава группы, подчеркнув, что до конца следствия не будут оглашены имена подозреваемых и свидетелей.

Прокурор: "Никто не собирается обвинять всех жителей страны, представители которой владели "Буком"

В интервью Фред Ветсербеке прокомментировал альтернативный доклад российской госкомпании "Алмаз-Антей", согласно которому запуск "Бука" производился из района села Зарощенское, контролируемого украинскими военными. "Они провели эксперимент, взорвали ракету около самолета и пришли к каким-то выводам. Хорошо, мы использовали их данные. Но мы и сами провели такой же эксперимент, а также собрали массу другой информации: фото, видео, перехваченные телефонные переговоры и, что важно, свидетелей, которые видели "Бук". Это гораздо больше, чем есть у "Алмаз-Антея". Хотя я не собираюсь судить о том, справедливы или нет их выводы", - сказал прокурор.

Глава JIT также напомнил об "одной из самых фантастических версий" российской стороны - о том, что Boeing был сбит украинским истребителем Су-25. По его словам, когда международные эксперты стали изучать эти данные, то "сразу поняли, какой это все вздор". В итоге было установлено, что "поблизости от МН17 в тот трагический час вообще не было никакого истребителя".

Как отметил прокурор, пока неопровержимо доказано только то, что "Бук" прибыл с территории России и после выстрела отправился обратно в Ростовскую область. "Далее предстоит выяснить круг исполнителей и, что крайне важно, командиров, вертикаль, по которой спускалось решение, связанное с "Буком". И только когда мы будем уверены в силе наших доказательств, мы сможем представить их и суду, и общественности", - сказал он.

По словам Фреда Ветсербеке, никто "не собирается обвинять всех жителей страны, представители которой владели тем "Буком"". Он подчеркнул, что его "интересуют лишь конкретные лица, причастные к атаке: кто нажимал на кнопку, кто отдавал приказ и кто принял решение послать "Бук" на Украину".

Что следствие обещает свидетелям

Павел Каныгин в беседе с прокурором напомнил о Сергее Дубинском (позывные Петровский и Хмурый), отставном российском офицере, экс-начальнике разведки самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), который, по одной из версий, отвечал за транспортировку "Бука". Фреда Ветсербеке сообщил, что следствие "с большим интересом" допросит Хмурого и других лиц, кто также обладает важными сведениями.

"Не только Хмурому, но и другим гражданам России, которые готовы с нами сотрудничать, мы можем предложить разные варианты. В случае если речь идет о статусе свидетеля, то мы готовы предоставить гарантии защиты и безопасности в любой точке мира и подыскать для него убежище в любом месте на планете..." - сообщил прокурор, отметив, что если фигурант причастен к трагедии, но хочет сотрудничать, то речь может идти о сделке, предусмотренной законами Нидерландов.

Отвечая на вопрос о возможном предоставлении убежища, глава группы заявил, что обычно такого рода фигурантам убежище не дается. "Но, опять же, надо будет понять степень причастности фигуранта, понять, какой информацией он обладает и как может помочь расследованию трагедии. Все обсуждаемо", - отметил он.

Следствие изучает данные с российского радара

Фред Ветсербеке также рассказал, что следствие изучает данные с ростовского радара "Утес-Т", переданные российской стороной. Согласно этим данным, радар не засек запуск "Бука", а должен был сделать это, если бы ракета была запущена из района города Снежное, занятого пророссийскими сепаратистами.

Прокурор пояснил, что к изучению этих данных приступили лишь месяц назад, так как изначально Москва почему-то предоставила их в российском формате, притом что запрашивались они в международном. "В итоге пришлось долго ждать, и наконец недавно мы получили эти данные в нужном формате. И я могу заверить и ваших читателей, и всех, кто следит за нашим расследованием, что все данные, предоставленные РФ, будут приобщены к материалам расследования и лягут на стол суду", - подчеркнул он.

Каныгин напомнил о том, что российская официальная сторона, отстаивая непричастность пророссийских сил к крушению МН17, указывает на отсутствие в докладе JIT первичных данных с радаров в Днепропетровске. По версии Москвы, данные были стерты украинцами сразу после катастрофы, чтобы замести следы, в Киеве же заверяют, что радары не работали.

По словам Ветсербеке, утверждения Киева были проверены, установлено, что станции действительно не работали. "Но хочется все же сказать, что чересчур много внимания уделяется различным радарам, когда есть множество других доказательств. Есть люди, которые видели своими глазами, что произошло. Живые люди видели этот "Бук"! Есть видео, как он движется в Снежное! И хочется воскликнуть: может, уже хватит говорить про радары? В этом уже нет необходимости! У нас более чем достаточно доказательств того, что произошло", - заявил он.

Пассажирский самолет Boeing-777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли все находившиеся на борту 298 человек. Среди погибших были граждане 10 государств, большинство из них - подданные Нидерландов.

В июле эксперты JIT приняли решение, что судебный процесс над подозреваемыми будет проходить в Нидерландах по законам этой страны.