Убийство молодой иранки Неды Ага-Солтан во время манифестации в Тегеране, запечатленное на мобильный телефон, потрясло весь мир. Погибшая девушка стала символом репрессий. И когда фотография не имеющей отношения к этой истории преподавательницы английского, 32-летней Неды Солтани, тоже облетела весь мир, ее жизнь превратилась в кошмар, пишет автор статьи, опубликованной в El Pais, перевод которой приводит InoPressa.
21 июня 2009 года Нада Солтани получила 67 запросов на дружбу в Facebook, а в последующие несколько часов - еще 300. В тот момент она еще не знала, что ее фотография появилась в новостных сайтах и телетрансляциях всего мира, рассказала девушка в интервью BBC. В тот день студенты университета, в котором преподавала Неда, проводили сидячую забастовку, и она, неся ответственность за происходящее, не могла уйти домой до окончания акции протеста. Еще находясь на работе, она получила первое электронное письмо от незнакомого человека.
Отправивший письмо писал, что в связи с тем, что об убитой накануне девушке очень мало информации, он пытается идентифицировать ее страничку в Facebook путем отсечения неправильных вариантов. Когда же Неда вернулась домой, ей стали звонить и писать студенты, друзья, коллеги и родственники, все они говорили: "Мы видели тебя на CNN, мы видели тебя на канале Fox News, на Farsi и других иранских каналах".
Первое, что сделала Неда Солтани, - ответила на все запросы в друзья в Facebook, в том числе от нескольких известных международных журналистов и блоггеров, и написала каждому, что произошла ошибка и что ее никто не убивал. Некоторые получившие опровержение СМИ обновили информацию и убрали ее фото с передовиц, но другие не потрудились исправиться, и ложная информация продолжала множиться.
Кроме того, Неда получила множество гневных посланий: люди обвиняли ее в том, что она взломала страницу убитой и хочет очернить лицо их героини и символа сопротивления и оппозиции.
Родные убитой находились в ужасном состоянии, и им требовалось время, чтобы начать общаться с прессой на эту тему. Поэтому семья Ага-Солтан, конечно же, предоставила истинные фотографии погибшей, но только по прошествии 48 часов после трагедии. К тому времени лицо Неды Солтани уже стало символом оппозиционного движения, и его публиковали рядом с фотографией истинной мученицы.
Неда признает смехотворность ситуации - такая огромная ошибка вышла из-за фотографии, размещенной на странице в социальной сети. Однако ей было не до смеха: когда она видела по телевизору, как люди зажигают свечи в память о погибшей и ставят их рядом с ее фотографией, у нее возникало чувство, что она присутствует на собственных похоронах. Ее фотографию обрамляли черными ленточками и цветами, и это преследовало ее буквально повсюду.
"Инсценировка собственной смерти"
По словам девушки, власти хотели найти способ вымыть руки в крови Ага-Солтан. Лицо же и имя Солтани были очень удобной загадкой, которую они могли использовать для своих целей. Власти хотели воспользоваться путаницей с фотографиями и добивались, чтобы Солтани объявила себя Недой Ага-Солтан и "созналась" в "инсценировке собственной смерти". Иными словами, она должна была стать пособницей режима.
Через три дня ее вызвали в иранские спецслужбы. "Они хотели убедить мир, что Неда Ага-Солтан вовсе не погибла, а история о ее смерти - лишь антииранская пропагандистская кампания", - рассказывает Солтани. Девушку обвиняли в том, что она сотрудничает с Европейским Союзом, а фото на ее странице в Facebook появилось в соответствии с требованиями ЕС, Великобритании и США.
Неда отказалась сотрудничать с иранскими спецслужбами. Когда они поняли, что не смогут ничего от нее добиться, то прямо заявили ей, что отныне ее безопасность под вопросом. После этого ее жизнь заметно осложнилось. Многие ее друзья и коллеги считали опасным общаться с ней, от нее отвернулся даже ее жених. Неду допрашивали три раза, и каждый раз она слышала все более дикие версии о себе. Кроме того, власти угрожали ее брату и матери, уточняет The Guardian.
Власти обвинили Неду в измене национальной безопасности страны. Ее объявили в шпионаже и работе на ЦРУ и принуждали к тому, чтобы она подписала признание в этом. Неда очень хорошо понимала, что в Иране такое обвинение могло закончиться для нее смертным приговором.
По совету друзей Солтани дала крупную взятку чиновнику в размере 11 тыс. евро и уехала сначала в Турцию, потом Грецию и затем в лагерь беженцев в Германии, где провела девять месяцев. Ныне она живет в Мюнхене, работает в одном из университетов. Но некоторые иранские официальные лица продолжают утверждать, что она и есть Неда Ага-Солтан, а смерть действительно была инсценировкой.