Формулировка прокуроров не оставляет сомнений - дело решено пересмотреть, чтобы не портить отношения с Москвой. "Прокуратура считает, что приговор пилотам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко излишне суров, и, принимая во внимание личности осужденных, просит суд Хатлонской области смягчить приговор, вынесенный судом города Курган-Тюбе", - сообщил начальник отдела по надзору за судебными органами прокуратуры Хатлонской области Шохрух Раджабов, которого цитирует "Интерфакс".
Он не объяснил, что понимается под "смягчением приговора" - уменьшение срока наказания по вынесенному обвинению или условное наказание. Защита авиаторов, подавшая кассацию на приговор 13 ноября, намерена добиваться их полного оправдания, заверил адвокат Гулом Бобоев.
Ранее уже сообщалось, что Таджикистан готов на уступки в связи с делом летчиков, после приговора которым в России внезапно начались гонения на таджикских гастарбайтеров. Однако о примирении говорить пока рано: лишь накануне стало известно, что в Таджикистане возбудили уголовное дело против еще одного россиянина - директора авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Сергея Полуянова. Сегодня прокуратура Хатлонской области направила официальный запрос в Генпрокуратуру России по поводу задержания Полуянова.
Официального ответа на этот запрос пока нет, но в МВД РФ сразу же анонимно дали понять, что выдавать гендиректора Rolkan таджикской стороне не собираются. "Россия по конституции не выдает своих граждан иностранным государствам, впрочем, как и подавляющее большинство зарубежных стран", - объяснил ситуацию источник "Интерфакса". Впрочем, если в Москве получат материалы уголовного дела и сочтут необходимым, его начнут искать и, возможно, даже привлекут к ответственности, признал представитель МВД.
В России из-за свежих претензий Душанбе заговорили о возможности новых "карательных мер". В прессе, например, появились слухи о намерении Федеральной миграционной службы выслать на родину сразу 10 тыс. таджикских рабочих, стали даже обсуждаться домыслы о возможном введении визового режима с Таджикистаном. Одновременно главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил приезжих из Таджикистана главными разносчиками туберкулеза и СПИДа, в связи с чем предложил полностью запретить им работу в России.
В Таджикистане тем временем тоже обсуждают "асимметричный ответ" россиянам. В частности, горячие головы заговорили о выдворении из страны 201-й российской военной базы.
И хотя большая часть угроз, как ожидается, останется только на словах, наблюдатели признают: у Москвы гораздо больше возможностей больнее ударить Душанбе. Таджикистан находится в сильной зависимости от денежных переводов мигрантов, поэтому любые действия РФ против них угрожают и экономике этой республики, и социальной стабильности в стране.
За последние дни в дело успели вмешаться президенты обоих государств. Дмитрий Медведев признал, что судебные решения - это внутреннее дело Таджикистана, но при этом выразил надежду, что Душанбе пойдет на уступки. В противном случае, приговор пилотам "не может не отразиться на наших отношениях", пригрозил президент РФ. При этом он назвал "российскими летчиками" и Садовничего, и Руденко, хотя гражданство РФ есть только у первого. Что касается таджикского лидера Эмомали Рахмона, то он взял дело летчиков под личный контроль.
Садились на дозаправку, а сели в тюрьму
Таджикистан обвинил пилотов российской авиакомпании в контрабанде авиационного двигателя, после того, как 12 марта возвращавшиеся из Афганистана в Россию транзитом через Таджикистан летчики были вынуждены сесть в аэропорту "Курган-Тюбе", хотя в посадке им было отказано. Пилоты утверждают, что разрешение на посадку они перед полетом получили в устной форме, а при подлете в таджикский аэропорт не могли вернуться в Кабул из-за опасений нехватки топлива.
Авиационный двигатель, находившийся на борту одного из самолетов и ставший предметом контрабанды для властей Таджикистана, по утверждению пилотов, являлся запасным и не предназначался для продажи или реализации в Таджикистане.
После приземления пилоты были задержаны и находились под арестом в одной из гостиниц вплоть до 12 мая. Затем экипажи были отпущены на свободу, а командирам - Руденко и Садовничему - предъявили обвинения. Эксперты, комментируя эту историю, ранее предположили, что таким образом Таджикистан мог отомстить России "за обиды" или же просто получить в свое распоряжение два приглянувшихся ему транспортных самолета.
Защита российского летчика при этом подчеркивает, что неоднократно пыталась привлечь к урегулированию дела российские власти, но они эти обращения игнорировали. В таджикском МИДе также заявили, что российские коллеги ни разу не обратились в ведомство за разъяснениями. Однако МИД РФ опубликовал документы, доказывающие обратное.