Шарипов отметил, что мобилизующим фактором для объединения разных народов региона является общая религия - ислам. А поводом для разногласий и предъявления территориальных претензий друг другу служат "произвольные границы пяти государств, навязанные при создании СССР".
"Средняя Азия на протяжении столетий оставалась и по-прежнему остается объектом притязаний мировых и региональных держав в борьбе за господство на Евразийском пространстве", - указывает он. И далее сетует: "К сожалению, печальная история наших предков, феодальная раздробленность многочисленных ханств, внешние и междоусобные внутренние войны, которые позволяли чужеземцам опустошать наши благодатные земли и господствовать над среднеазиатским народом, не стали для нас поучительным уроком".
"Мы и сегодня позволяем нашим внешним и внутренним врагам, стоящим на защите не народа, а своих личных амбиций и корпоративных интересов, разжигать между нами противоречия на почве племенной и этнической принадлежности", - продолжил председатель "Таджикских трудовых мигрантов".
Более того, как он считает, перестрелка на таджикско-киргизской границе 11 января, в результате которой, по обновленным данным местных СМИ, были ранены восемь военнослужащих с обеих сторон, является доказательством того, что "проект по созданию зоны этнических войн с названием "Евразийские Балканы" вступил в свою новую фазу".
Текст обращения Каромата Шарипова содержит прямые цитаты из книги известного американского политика и политолога польского происхождения Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы", вышедшей в 1997 году. Именно оттуда взяты такие выражения, как "Евразийские Балканы" и "котел этнических противоречий".
Бжезинский дает понять, что стратегия США в этом регионе - не допустить объединения, что он называет "сохранением геополитического плюрализма в постсоветской Евразии". Он пишет: "Первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ".
Что касается упоминания Шариповым "идеи националистов" 1920-х годов, то речь, видимо, идет об идеологии пантюркизма, на которую особо уповали националистические движения в Средней Азии в период гражданской войны в России 1918-21 годов. Попытки достижения тюрками единства жестко подавлялись коммунистами.
Условия для возрождения идеологии появились после распада СССР. С 1991 года существует Всемирная ассамблея тюркских народов. Основное направление ее деятельности - "воссоздание, разработка и пропаганда тюркского пути общественного развития, фундаментальных основ, обеспечивающих тюркское единение, что позволяет каждому тюрку иметь достойную жизнь в настоящем и будущем".