Когда будет написана история иранской ядерной программы, специальная глава будет посвящена ошибкам ЦРУ. Накануне противостояния с иранским режимом, после недавней передачи в Совет Безопасности ООН иранского досье, стало ясно, что, как и во времена интервенции в Ираке, разведка является слабым звеном американской стратегии. Несмотря на явные намерения Ирана получить ядерное оружие, аналитикам ЦРУ так и не удалось найти "дымящийся пистолет" - бесспорное доказательство того, что иранские инженеры действительно работают над созданием бомбы, продолжает издание.
Глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи занимается подготовкой доклада о незаконной деятельности Ирана. Но пока этот документ содержит лишь косвенные улики: одни - серьезные, как, например, подземные сооружения на ядерном объекте в Натанзе, где можно разместить 50 тысяч центрифуг, другие - незначительные, такие как следы обогащенного урана, обнаруженные инспекторами на оборудовании в Калайе.
Американским экспертам трудно определить, насколько продвинулись работы на ядерных объектах: по их словам, первые иранские ядерные заряды будут готовы через пять лет, но большее доверие вызывают оценки израильских спецслужб, согласно которым для создания бомб иранцам хватит и двух лет, отмечает итальянский еженедельник (полный текст на сайте ).
Но самое главное, шпионам из Лэнгли не удалось то, чем они раньше славились - сорвать планы Тегерана, подчеркивает издание. Излагая эту часть истории, Panorama пишет, что в феврале 2000 года серьезно напуганный русский ученый был направлен ЦРУ на встречу с иранскими агентами в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене. Несмотря на отсутствие опыта, русскому было дано задание, достойное самого авторитетного секретного агента: замедлить ядерную программу Ирана.
В ЦРУ разработали десятки вариантов достижения цели: самый амбициозный предусматривал вывод из строя всей энергетической сети Ирана при помощи устройства, способного излучать электромагнитные импульсы, - своего рода энергетическая бомба, размеры которой, однако, делали выполнение миссии слишком сложным. Поэтому американские агенты и сделали ставку на этого инженера, который в свое время работал в ядерном исследовательском центре "Арзамас-16", русском эквиваленте американского Лос-Аламоса, а став перебежчиком, получал 5 тысяч долларов в месяц - компенсацию за то, чтобы он всегда был готов к выполнению задания.
Провал "Операции Мерлин"
Миссия, одна из самых честолюбивых, которые когда-либо разрабатывались ЦРУ, имела кодовое название "Операция Мерлин". Но именно это название больше всего нервировало русского, когда он шел по улицам Вены. "Это значит, что реальность не такая, как кажется: я должен проявлять осторожность", - думал он.
В руках у ученого были технические чертежи блока высокого напряжения Tba 480, взрывного устройства в ядерном заряде. Были графики и формулы, которые он прекрасно знал: когда агенты ЦРУ показали их ему в одном из номеров отеля в Сан-Франциско, он сразу же понял, что что-то не так. "Не беспокойся", - сказали ему агенты ЦРУ.
В оригинальный документ американцы поместили пункты, содержавшие ошибки, допущенные учеными из Национальной лаборатории Сандия в Нью-Мексико. В ЦРУ надеялись на то, что иранские инженеры обнаружат ловушку лишь на завершающем этапе работ, и таким образом два года работ пойдут насмарку. Но русский опасался за свою жизнь и в тайне от американцев положил в конверт письмо, в котором предупредил иранцев, чтобы они не использовали проект до того, как внесут в него необходимые поправки.
Спустя несколько дней после получения пакета было установлено наблюдение за иранским дипломатом, который в спешке направлялся в Тегеран, вероятно, для передачи документа. Но ошибок в этой операции было допущено столько, что никто точно не может сказать, как завершилась реализация этого плана. "Насколько нам известно, эти документы могли даже ускорить реализацию иранской программы", - сказал корреспонденту Panorama Джеймс Райзен, который в своей книге "Состояние войны" рассказывает об этом эпизоде. В книге говорится и еще об одной ошибке, еще более катастрофичной, которая привела к ликвидации шпионской сети, которой пользовались американцы в Иране.
До последнего времени об этом эпизоде ничего не сообщалось. Он относится к 2004 году, когда из Лэнгли было отправлено электронное письмо, в котором содержалась информация обо всех шпионах ЦРУ в Иране. Получил это послание агент, который вел двойную игру и сдал всех шпионов. ЦРУ в результате "ослепло" и лишилось возможности получать информацию из Ирана: с этого момента американцы были вынуждены полагаться в основном на данные, полученные спецслужбами союзников.
Иран обладает всем необходимым для создания бомбы, много мощнее сброшеной на Хиросиму
Согласно наиболее достоверным данным, Иран обладает всеми необходимыми элементами для создания еще более мощной бомбы, чем та, что была сброшена на Хиросиму, продолжает Panorama. В Африке было закуплено около тысячи тонн "желтого кека" - оксида урана, применяемого при создании ядерных зарядов. Из них 37 тонн были переработаны на предприятии в Исфахане и превращены в газ Uf6, который используется в процессе обогащения урана. Газ, вероятно, уже доставлен на объект в Натанзе, где действуют центрифуги, поставленные Абдул Кадир Ханом, отцом пакистанской атомной бомбы, основателем черного рынка атомных технологий, клиентом которого Иран стал еще до того, как к нему обратились Ливия и Северная Корея.
Первые контакты Хана с иранцами имели место 18 лет назад: помимо образцов и моделей центрифуг, пакистанский ученый передал Тегерану и документ по созданию ядерных ракетных боеголовок. В середине 90-х годов Хан передавал Ирану много оборудования: каждую неделю из транзитного порта Дубай выходило торговое судно.
ЦРУ наблюдало, но не вмешивалось, исходя из убеждения, что лучше проанализировать структуру черного рынка, прежде чем его ликвидировать. Отказ ливийского лидера Муаммара Каддафи от своих ядерных планов после американской интервенции в Ирак привел к ускоренному развитию событий и аресту Хана в 2004 году, который до сих пор содержится в Пакистане под домашним арестом. Но ЦРУ уже совершило свою самую большую ошибку: уже слишком поздно пытаться остановить создание иранской атомной бомбы, заключает итальянское издание.