Напомним, в среду Таро Асо предложил "разделить поровну" территорию спорных островов Курильского архипелага и так решить существующую в российско-японских отношениях проблему. Таро Асо сделал такое предложение неофициально, выступая на заседании внешнеполитического комитета в нижней палате (представителей) парламента. В ходе дебатов глава МИД призвал "подходить к переговорам с Россией, исходя из реальных проблем".
На возражение бывшего лидера главной оппозиционной Демпартии Сэйдзи Маэхара о том, что "даже разделенные надвое четыре острова будут все же восприниматься, как японская территория", Асо указал, что при определении половины общей площади четырех островов получается, что госграница между Японией и РФ может пройти по острову Итуруп, 75% которого и составляют ровно половину, поэтому "Японии будут возвращены именно четыре острова".
МИД РФ сразу же отреагировал на это предложение, заявив, что позиция России по территориальному вопросу в отношениях с Японией "остается неизменной". "Итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру", - заявил ИТАР-ТАСС российский дипломатический источник. Хотя в МИД РФ и не исключают "возможности продолжения дискуссий о путях урегулирования этого вопроса на компромиссной основе". В качестве основы урегулирования называется Совместная декларация 1956 года. Однако вопрос о "передаче" части упомянутых в документе Курил "может быть предметно рассмотрен лишь после заключения мирного договора с Японией", - заметил дипломат.
Затем первый вице-спикер российского парламента Олег Морозов, комментируя слова главы МИД Японии Таро Асо, заявил, что Россия "не обсуждает какие-либо территориальные вопросы с Японией".
Официально Токио добивается всех так называемых "северных территорий" - то есть южнокурильских островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды необитаемых островков, именуемых в Японии Хабомаи. Токио соглашается лишь "гибко" подойти к срокам и условиям их передачи. В то же время Россия предлагает искать пути решения проблемы на основе советско-японской Совместной декларации 1956 года. В ней Москва выразила готовность в знак доброй воли передать соседу меньшую часть южных Курил, Шикотан и Хабомаи, но только после подписания мирного договора. Условия и форма передачи этих территорий в документе не оговариваются.