В прошлом году, за несколько недель до вступления Латвии в Европейский союз, Вике-Фрейберга бросила вызов Германии и Франции, высказавшись в поддержку войны в Ираке, и навлекла на себя обвинения в нелояльности со стороны двух важнейших членов блока. Но ее слова, услышанные президентом Джорджем Бушем, дали ее стране с населением 2,3 млн человек большой вес в международных делах.
Сегодня она является фаворитом Буша среди кандидатов на пост генерального секретаря ООН, говорят источники в Вашингтоне. По мнению аналитиков, поддержка войны в Ираке делает ее неоднозначным кандидатом и ей, возможно, трудно будет избежать российского вето в Совете Безопасности. Но Вике-Фрейберга, которая называет пост в ООН "неплохой работой", не жалеет о том, что поддержала войну. "Без диктатора Саддама Хусейна мир стал лучше", - заявила она.
Президенту Латвии есть что сказать русским, которые до сих пор тоскуют по временам советской империи. "Русские должны запомнить, что красные паспорта с серпом и молотом здесь уже не признаются", - заявила она в интервью, данном в резиденции Рижский замок, пишет The International Herald Tribune. "Президент Латвии живет в этом замке, а не в Кремле", - добавила она, показав на улицу под окном своего кабинета, где в 1989 году 100-тысячная демонстрация латышей помогла сбросить 50-летнюю советскую оккупацию. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
- Вайра Вике-Фрейберга об отношениях с Россией, межнациональных отношениях и европейской интеграции
- Вике-Фрейберга напоминает премьер-министра Британии Маргарет Тэтчер
- Вике-Фрейберга: Латвия по-прежнему живет в тени России
- Латвия скептически относится к Евросоюзу
Вике-Фрейберга напоминает премьер-министра Британии Маргарет Тэтчер
Копной тщательно уложенных золотисто-каштановых волос и инстинктивным проамериканизмом 68-летняя Вике-Фрейберга напоминает премьер-министра Британии Маргарет Тэтчер. Но подходы Тэтчер складывались в основном под влиянием экономики, а решающее влияние на политику Вике-Фрейберга, по ее словам, оказывает изгнание из Латвии в детстве, в 1944 году, когда Советский Союз оккупировал страну.
Семья бежала из Латвии вместе с 500 тыс. других беженцев, невзирая на бомбардировки. Они прятались в подвале и попали на один из последних пароходов с беженцами. Четыре года она провела в лагере беженцев в Германии, потом перебралась в Марокко, а оттуда - в Канаду, где училась и стала преподавателем психологии.
Вике-Фрейберга, которую журнал Forbes недавно назвал одной из 50 самых влиятельных женщин, стала известной на своей родине, вернувшись в 1998 году и возглавив государственное информационное агентство Latvian Institute.
Всего через год ее избрали президентом. Она баллотировалась как независимый кандидат. "Ее почти никто не знал, она казалась простой женщиной, приехавшей откуда-то из деревни, – заявила Санита Джемберга, политический комментатор самой влиятельной в Латвии газеты Diena. – Но за несколько месяцев она полностью преобразилась и стала такой популярной, что ее боялись критиковать". Сейчас она работает второй срок.
Вике-Фрейберга: Латвия по-прежнему живет в тени России
Вике-Фрейберга отметила, что Латвия многого добилась, получив независимость от СССР в 1990 году: вступила в ЕС и НАТО, стала одной из самых быстроразвивающихся экономик Европы. Но она предупреждает, что Латвия по-прежнему живет в тени России, которая не может смириться с потерей империи и покаяться в преступлениях: подавлении латышской культуры на протяжении 50 лет, запрещении флага, депортации десятков тысяч людей в Сибирь в попытке русифицировать страну.
"России и ее лидерам трудно переварить независимость стран, которых она домогалась со времен Петра Первого", – сказала она, имея в виду Латвию, Литву и Эстонию. "У России проблема с признанием нас как суверенных государств. Они говорят нам, что у нас никогда не было Толстого и Достоевского. Я с удовольствием читаю этих писателей, но они не имеют никакого отношения к нашему праву жить здесь".
По словам Вике-Фрейберга, она прикладывает значительные усилия, чтобы добиться расположения российского президента Владимира Путина, и в мае навлекла на себя обвинения в нелояльности, поехав в Москву на празднование 60-летия окончания Второй мировой войны. Но отношения остаются нестабильными. Спустя 14 лет после получения независимости страны так и не подписали договор о границе, отметила она и добавила: "Россия не станет демократией, пока не разберется в собственном прошлом".
Москва, в свою очередь, обвиняет Латвию в дискриминации русского меньшинства за отказ автоматически предоставить гражданство сотням тысяч этнических русских, оставшихся там с советских времен. Но Вике-Фрейберга непреклонна. Она считает, что представители русского меньшинства должны доказать свою лояльность Латвии. "Есть люди, которые никогда не хотели независимости, не хотят ее и сейчас, – сказала она. – Мы должны автоматически дать им гражданство? Ни один международный закон этого не требует. Они не лояльны к нашей стране и не признают ее".
Латвия скептически относится к Евросоюзу
Латвия переживает всплеск скептицизма по отношению к ЕС, также предупредила президент. Она связывает это с инфляцией в 7%, в которой латыши винят Евросоюз. "Когда людей бьют по карману, это больно и раздражает", – сказала она.
В стране, где к политикам часто относятся с недоверием, Вике-Фрейберга невероятно популярна. Но некоторые критики скептически относятся к энтузиазму, с каким она добивалась приема Латвии в НАТО, и говорят, что членство в ЕС пока не принесло экономических дивидендов.
"Я не совсем понимаю, что делает президент, ездя по миру и затаскивая нас в НАТО, – заявила Раита Карните, известный экономист, возглавляющая Институт экономики Латвии. – Пока что мы много заплатили, но не получили никакой выгоды".
Вике-Фрейберга уйдет с поста президента в июле 2007 года. Она говорит, что не собирается на пенсию и хочет вернуться к академическим занятиям. Она не возражает и против дальнейшей карьеры на государственной службе.
Но ее главный приоритет – помочь латышам вернуть себе чувство собственного достоинства, снова стать гордыми. "Люди в нашей стране любят жаловаться, – сказала она. – Если сказать латышке, что у нее красивое платье, она ответит, что не такое уж оно красивое, что это практически тряпка для мытья полов". Сегодня "нам пора стать гордыми", добавила она.