Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая на днях перед жителями города Телави, сделал странное заявление о "встрече" нынешней осенью с новоизбранным президентом России Владимиром Путиным и породил массу тревожных слухов
Reuters
Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая на днях перед жителями города Телави, сделал странное заявление о "встрече" нынешней осенью с новоизбранным президентом России Владимиром Путиным и породил массу тревожных слухов. Самая пугающая версия - перспектива новой российско-грузинской войны, тем более что лидеры двух стран не уступают друг другу во враждебной риторике и лично не дают сигналов о готовности к примирению. Впрочем, СМИ в Тбилиси успокаивают: речь о запланированных на октябрь в Грузии парламентских выборах, все прочее - лишь фигуры речи.

"Зловещие слухи" пересказывает в среду российская "Независимая газета", попутно иронизируя, что за "идиоматические выражения" Саакашвили ухватились "любители конспирологических теорий". Грузинский президент объявил на площади в Телави, что несколько дней назад "новый-старый хозяин страны-завоевателя назначил новую встречу". Подразумевал он, конечно, Путина и Россию. "Мы эту борьбу выиграем у завоевателя, который нам назначил свидание этой осенью. Осенью встретимся с Путиным, в том числе на улицах Кахетии", - приводит издание слова Саакашвили.

Тут же поползли слухи о новой войне, говорится в статье. Появилась версия о переговорах между Москвой и Тбилиси, возможно, с приездом российского лидера осенью в Грузию. Заговорили и об активизации российской оппозиции, под давлением которой Путин осенью может уйти в отставку.

Речевые обороты, которые использовал Саакашвили, меньше всего наводили на мысль о том, что "под назначенной новой встречей, которую грузинский народ обязательно выиграет" могли подразумеваться грузинские парламентские выборы. Ведь для нынешних властей практически любой их оппонент является адептом Кремля и действует в Грузии чуть ли не по персональному заданию Владимира Путина, рассуждает автор.

Он заканчивает свой материал следующим пассажем: "Воинственные заявления Саакашвили свидетельствуют не только о неформально начатой им жесткой предвыборной кампании, но и о неизменности внешнего курса властей. Они этого и не скрывают, заявляя, что улучшение отношений с Россией возможно только при отзыве ею признания суверенитетов Абхазии и Южной Осетии и выводе войск с этих территорий".

Осенью будет не "встреча", а "генеральная битва"

Между тем касающийся таинственной "встречи" отрывок из выступления Саакашвили в Телави несколько по-другому процитировало ранее агентство "Новости-Грузия". "Несколько дней назад новый старый начальник нашего захватчика назначил нам новое место и время генеральной битвы - парламентские выборы в Грузии. Он (Путин) назначил нам свидание осенью, и мы встретимся с Путиным, в том числе на улицах Кахети", - так, по версии агентства, выразился грузинский лидер.

Агентство также объясняет, почему именно Саакашвили так сказал. Дело в том, что 7 марта на вопрос журналиста грузинской телекомпании "Имеди", как будут развиваться в дальнейшем двусторонние отношения, Владимир Путин переспросил, когда будут выборы в Грузии. При этом в создании проблем с Россией он обвинил нынешнее грузинское руководство.

Далее "Новости-Грузия" приводит еще несколько цитат, из которых следует, что о настоящей войне, с применением оружия, речи не идет: это просто жесткая риторика и метафоры. Так, Саакашвили подчеркнул, что несмотря на то, что Россия вторглась в Грузию, ее не удалось сломить. "Кто бы мог представить, что Грузия выдержит энергетическую и экономическую блокаду... Всем странам, куда бы ни вторглись Советский Союз и Россия, они сломали хребет, сравняли с землей и свергли правительство, а Грузия гордо стоит и развевается ее флаг", - вещал он с площадной трибуны.

При этом грузинский лидер заявил, что окончательная победа будет тогда, "когда российские войска покинут страну, и мы вернем наши территории" (Абхазию и "Цхинвальский регион" - то есть Южную Осетию). По словам Саакашвили, России не обойти Грузию в демократии. "Раз уж они не смогли победить нас блокадой и войной, тем более им не обойти в демократии, потому что демократию всегда выигрывает народ, а грузинский народ в этой битве победит", - убеждал президент.

До и после избрания Путина: риторика осталась неизменной

Отметим, в преддверии президентских выборов в России Тбилиси и Москва сделали, казалось бы, встречные шаги друг к другу - Саакашвили в рекордный срок отменил визы для россиян, а МИД РФ в ответ предложил Тбилиси восстановить дипотношения. В канун выборов Саакашвили дал ответ: отношения с Россией могут быть восстановлены, когда ее власти признают суверенитет Грузии в прежних границах (то есть, с Абхазией и Южной Осетией).

После победы Путина на выборах грузинский президент заявил, что у России нет будущего в условиях нынешней власти: "Они ментально возвращают свою страну назад. Их ожидает нестабильность, и на этом фоне Грузия должна еще больше строить и быстро развиваться. Недалеко то время, когда Грузия окончательно освободится", - сказал он.

Наконец, выступая на прошлой неделе в парламенте Азербайджана, Михаил Саакашвили призвал народ и руководство этой страны объединиться против тех, кто, вынашивая планы по восстановлению Российской империи, проводит "собирание земель", а по сути - "присоединяет к себе все новые и новые колонии".

В понедельник, 12 марта, замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова заявила РИА "Новости": "Периодически раздающиеся из Тбилиси заявления о заинтересованности в улучшении отношений с Россией - это лишь пропагандистские уловки, призванные создать видимость конструктивности и миролюбия. Воспринимать их всерьез нельзя". По ее словам, это подтвердил ответ грузинской стороны на предложение российского внешнеполитического ведомства.

На следующий день по вопросу восстановления отношений с Россией высказалась на брифинге в Тбилиси пресс-спикер главы грузинского государства Манана Манджгаладзе. "Мы хотим, чтобы начался реальный диалог с Россией. К сожалению, Российская Федерация до сегодняшнего дня отказывается от подобного диалога", - цитирует ее "Новости-Грузия". По ее словам, отменив в одностороннем порядке визовый режим, Грузия дала "маленький шанс России для отмены виз в отношении граждан Грузии", но та "не хочет или не может принять это решение, и вместо этого делает демагогические и агрессивные заявления".

Манджгаладзе подчеркнула, что "в Грузии может быть только одно посольство, а не три, как этого хочет Российская Федерация". При этом она назвала циничными заявления Путина и представителей российской власти о том, что у них проблемы не с грузинским народом, а с грузинской властью.

"Эти заявления всегда звучат цинично на фоне этнической чистки, оккупации, преследования грузин в России и агрессивных шагов, направленных против ориентира Грузии", - сказала она и повторила, что восстановление дипотношений возможно "только после завершения переговоров о деоккупации, возвращении вынужденных переселенцев и уважении территориальной целостности страны".

Наконец, в среду министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва готова на взаимной основе ввести безвизовый режим с Грузией, но только после того, как Тбилиси отменит закон о так называемых оккупированных территориях, согласно которому лица, посетившие Абхазию и Южную Осетию, подлежат уголовному преследованию.

Выступая в Госдуме в рамках "правительственного часа", Лавров отметил, что заявление Саакашвили об односторонней отмене виз "необходимо рассматривать в контексте всего того, что грузинская сторона делает на российском направлении", передает "Интерфакс".

"Он забыл о том, что в Грузии действует так называемый закон об оккупированных территориях, в соответствии с которым любой, кто хоть когда-то за последнее время, после войны, начатой Саакашвили, посетил Южную Осетию или Абхазию, подлежит в Грузии уголовному преследованию - такому человеку грозит от 2 до 4 лет заключения", - сказал глава МИДа.

По его словам, двое россиян уже пострадали от этого закона. "Сейчас мы их пытаемся оттуда вытащить с помощью швейцарцев, которые представляют интересы России в Грузии", - заключил Лавров.