Сын Михаила Ходорковского Павел, живущий в США и уже семь с половиной лет не видевшийся с отцом, дал очередное интервью западной прессе
rferl.org
Сын Михаила Ходорковского Павел, живущий в США и уже семь с половиной лет не видевшийся с отцом, дал очередное интервью западной прессе. Он поделился своим видением ситуации вокруг тюремного заключения экс-главы ЮКОСа, а также политических и общественных перспектив для России. Он высказал убеждение, что, несмотря на официально распределенные государственные посты, власть в стране неизменно сконцентрирована в руках Владимира Путина.

26-летний Павел Ходорковский считает, что вне зависимости от того, "поменяется" ли Путин должностями с президентом Дмитрием Медведевым или останется премьер-министром, - в любом случае именно он является тем, кто решает все, в том числе и судьбу его отца.

Что касается Медведева, то он представляется Западу более приемлемым партнером, однако на самом деле он - "лишь более приятное лицо крайне отвратительного режима", а "все его поступки или отсутствие таковых показывают, что он - фигура, контролируемая Путиным", цитирует Ходорковского-младшего The Washington Post.

- Новое "письмо сорока пяти" - российская интеллигенция просит признать Ходорковского узником совести

По мнению Павла, Путин стремится как можно дольше держать его отца в тюрьме, потому что считает его серьезной угрозой своему правлению и боится, что тот возглавит оппозицию. Вторая причина носит финансовый характер: бывшие руководители ЮКОСа подали в Европе в суд, требуя от России компенсации своей доли в разоренной государством компании. Как отмечает сын бывшего главы нефтяной империи, российские руководители вроде Путина считают, что если Ходорковский останется за решеткой, у Европейского суда не будет лишнего повода вынести решение в пользу истцов.

Все это доказывает, что "Путин - такой же узник своей позиции, как мой отец - узник тюрьмы", приводятся слова Павла Ходорковского в статье, на которую ссылается InoPressa. Он считает, что если Путин утратит контроль над ситуацией, всплывут дела, связанные с коррупцией, и начнутся расследования, в том числе в отношении конкретных лиц. Поэтому Путин продолжает править железной рукой, и если и ослабит хватку в попытке предотвратить взрыв, то не раньше президентских выборов 2012 года, полагает сын Ходорковского.

При этом вопросом статуса для нынешних российских властей является вступление во Всемирную торговую организацию - если страна будет допущена, то это "придаст чиновникам смелости". На этом фоне решение Евросоюза и США об отказе в визах российским чиновникам, причастным к нарушению прав человека, стало бы "серьезным посланием", потому что "они хотят только ездить за границу и тратить там свои деньги", подчеркнул Ходорковский-младший.

Он убежден, что Путин и его приспешники очень боятся, что арабские революции и требования политической свободы отразятся и на России. В то же время россияне веками мирились с коррупцией и упадочной экономикой и в конце концов привыкли к недееспособности общества. По его словам, "старое поколение заражает молодое поколение" своей пассивностью.

"Возможно, это так. Но тем, кто делает предположения о неспособности общества к достижению зрелости и преодолению исторически сложившихся схем, следует избегать фатализма. Михаил Ходорковский остается символом того, чем могла бы быть Россия. Вопрос в том, сможет ли эта или другая американская администрация помочь направить российское правительство в правильном направлении", - резюмирует издание.

Ранее Павел Ходорковский рассказал, что вынудило его на годы задержаться в США

Напомним, год назад Павел Ходорковский в интервью одному из российских интернет-агентств рассказал, что приехал в США в 2003 году, чтобы учиться в университете, и никак не предполагал, что ему придется задержаться там на семь лет. По его признанию, именно отец порекомендовал ему не возвращаться, пока он находится в тюрьме. "Это обусловлено тем, что на меня может быть оказано давление в надежде на то, что отец не будет так активно выступать в суде", - сказал сын экс-главы ЮКОСа.

Павел Ходорковский занимает должность менеджера проектов в медийной интернет-компании в Нью-Йорке, подконтрольной бывшему российскому бизнесмену Владимиру Гусинскому. "Мои доходы среднего уровня. Я работаю и сам себя поддерживаю на свою зарплату", - сказал он.

Сын Ходорковского также сообщил, что не планирует продолжать дело отца в нефтегазовой индустрии - у него совсем другое образование и другие планы. Что касается активов ЮКОСа, ранее принадлежавших семье Ходорковских, то сейчас, по словам сына, от них практически ничего не осталось.

Он также рассказал, что за последние семь лет очень много друзей отвернулись от их семьи. "Остались только те люди, которые заинтересованы в моем отце как в человеке, а не как в бизнес-партнере", - сказал сын Ходорковского.

Экс-глава ЮКОСа является отцом четверых детей. Сын Павел у него от первого брака, от второго - 20-летняя Анастасия и близнецы Илья и Глеб, которым в апреле исполнится 12 лет. Анастасия живет и работает в Москве, в "Новой газете". В своем интервью французской газете Metro в апреле 2010 года Михаил Ходорковский заявил, что работой дочери он гордится.

Amnesty International получила "письмо сорока пяти" - российская интеллигенция просит признать Ходорковского узником совести

Между тем в понедельник группа российских писателей, артистов, ученых и журналистов направила в международную организацию Amnesty International обращение с просьбой "без лишнего промедления признать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести". Полный текст опубликован на сайте Пресс-центра Ходорковского и Лебедева.

В письме говорится, что первый процесс над экс-главой ЮКОСа был инициирован российской властью, в первую очередь, из-за его независимой политической позиции. "Причиной второго суда над ним с его абсурдными до комизма обвинениями явилась его публицистическая деятельность - интервью и статьи, написанные в заключении. Эти выступления содержат не только анализ порочного, с точки зрения Ходорковского, политического и экономического курса нынешнего руководства Российской Федерации, но и предложения по его изменению", - говорится в послании.

В этих условиях, считают авторы письма, был проведен "позорный второй судебный процесс, и путем беспрецедентного давления на суд" добились "вынесения нового жестокого приговора, главной целью которого было - не допустить выхода Ходорковского на свободу".

"Мы полагаем, что любой человек, осужденный исключительно за высказывание своих убеждений, является узником совести, и именно поэтому просим вас пересмотреть свою позицию по отношению к Михаилу Ходорковскому и признать за ним этот статус", - говорится в документе.

"Мы считаем необходимым признать за неправедно осужденным вместе с Михаилом Ходорковским его единомышленником и другом Платоном Лебедевым, который на ранней стадии первого процесса был использован в качестве заложника, когда власть еще не решалась арестовать Ходорковского и арестом Лебедева рассчитывала запугать его и выдавить в эмиграцию", - пишут авторы послания.

Под письмом подписались 45 человек, в том числе писатели Борис Стругацкий, Борис Акунин, Людмила Улицкая, актеры и режиссеры Лия Ахеджакова, Сергей Юрский, Игорь Ясулович, Наталья Фатеева, Эльдар Рязанов, Михаил Козаков, журналисты Владимир Познер, Леонид Парфенов, Виктор Шендерович.

Напомним, в первых числах марта было опубликовано совершенно другое письмо - в защиту российской судебной системы от "беспрецедентного давления" со стороны родных и адвокатов Ходорковского и Лебедева. Под ним стоят подписи пятидесяти пяти известных деятелей общественности, культуры и спорта.

Среди подписантов - глава комиссии Общественной палаты по надзору за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена, главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике Ирина Винер, заслуженный мастер спорта, депутат Госдумы Владислав Третьяк, Заслуженные артисты цирка Аскольд и Эдгард Запашные, телеведущая, член Общественной палаты Тина Канделаки, певец, Народный артист России Николай Расторгуев и другие.

Некоторые из них ранее попытались объяснить свою позицию, признавшись при этом, что в деле Ходорковского фактически ничего не смыслят, потому что не вдавались в его суть.