Как сообщил журналистам адвокат покойного Зденко Томанович, российские медики потребуют от властей Нидерландов провести новую патологоанатомическую экспертизу. Экс-югославский лидер, согласно результатам вскрытия, произведенного в воскресенье голландскими патологоанатомами в присутствии двух коллег из Белграда, скончался от инфаркта миокарда.
- Письмо Милошевича Лаврову: "Я пишу, чтобы попросить вас о помощи"
- Медикам предстоит выяснить, каким образом рифампицин
оказался в крови Милошевича
- Похороны Милошевича могут привести к правительственному кризису
- Несмотря на смерть Милошевича, слушания по его делу продолжатся
- Узники Гаагского трибунала направили письмо с выражением соболезнования в белградскую прессу
Российские хирурги хотят "понять, почему Слободану Милошевичу так упорно отказывали в квалифицированном лечении". Об этом заявил во вторник перед вылетом в Амстердам глава медицинского центра Лео Бокерия. По его словам, "нет оснований не доверять голландской медицине, они не будут искажать факты". Бокерия уверен, что диагноз, поставленный Милошевичу в Гааге, - инфаркт миокарда, - совпадет с мнением российских врачей.
Бокерия заявил, что хотел бы сам посмотреть на сердце бывшего главы Югославии. Он заверил, что Милошевич как хронический гипертоник нуждался в серьезном лечении, которое могло быть предложено как на территории России, так и российскими медиками в Гааге. "Сам пациент хотел у нас лечиться", - сказал Лео Бокерия.
Комментируя заявление о том, что Милошевич отказывался принимать некоторые медикаменты, хирург сказал: "Для того и нужен стационар, мы же видим формальное отношение к этому вопросу, кто-то препятствовал обследованию Милошевича".
Бокерия высказал удивление в связи с тем, что международный трибунал для бывшей Югославии выразил недоверие российской стороне и не отпустил Милошевича лечиться. "Это несправедливо к нашей стране и к всемирно известному Бакулевскому центру".
Запад расценивает вмешательство России как явную демонстрацию стремления поиграть мускулами, которое в последнее время проявляет президент Владимир Путин, пишет The Guardian. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
Медикам предстоит выяснить, каким образом рифампицин оказался в крови Милошевича
Медикам еще предстоит выяснить, что стало причиной инфаркта: тот факт, что Милошевич действительно не принимал прописанные ему лекарства, занимался самолечением, или же - на этой версии настаивают сторонники президента - ему вводились некие препараты, которые в итоге и привели к летальному исходу.
О том, что в крови Милошевича был найден противотуберкулезный препарат рифампицин, вчера подтвердило нидерландское информационное агентство ANP со ссылкой на Дональда Угеса, токсиколога из Университета Гронингена, проводившего анализы Милошевичу в конце прошлого года. По его словам, представители Гаагского трибунала обратились к нему за помощью, чтобы выяснить, почему состояние Милошевича не улучшалось - несмотря на то, что он принимает лекарства против гипертонии, пишут "Известия".
"Милошевич принимал лекарство, содержащее рифампицин - вещество, ликвидирующее эффект лечения против гипертонии, - сообщил Угес. - Он принимал это лекарство сам, желая получить возможность поехать в Москву". Результатом экспертизы, проводимой по инициативе главного аптекаря больниц Гааги, стал доклад, в котором говорится: "Милошевич либо не принимает выписанные ему лекарства, либо принимает еще и другие, которые ликвидируют эффект первых".
Главный вопрос, ответа на который пока нет: каким образом рифампицин оказался в крови Милошевича. Версию отравления уже озвучили не только советники экс-президента Зденко Томанович и Бранко Ракич, но и его родственники. Вдова президента Мила Маркович, скрывающаяся от сербского правосудия в Москве, заявила, что ее мужа "убил Гаагский трибунал". А брат Милошевича Борислав еще 24 февраля заявил, что "не исключает физической ликвидации Слободана". Сам Борислав Милошевич вчера тоже оказался в больнице - его доставили в Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева.
Наконец последняя версия - самоубийство, о которой еще в воскресенье заявила главный прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте. Такое предположение категорически опровергает окружение бывшего югославского президента. По словам юридического советника Милошевича Стивена Кэя, Милошевич никогда не говорил о самоубийстве.
Напомним, Милошевич стал четвертым подсудимым, скончавшимся в камере исправительного учреждения в Sheveningen (тюрьма трибунала ООН по бывшей Югославии). 6 марта там в камере был найден мертвым бывший лидер хорватских сербов 50-летний Милан Бабич.
В 1998 году в своей камере покончил с собой лидер хорватских сербов Славко Докманович. В августе 1998 года там же скончался из-за разрыва аорты бывший мэр Приедора Милан Ковачевич. Всего с апреля 1997 года умерли 11 человек, обвиняемые МТБЮ, четверо из них - до выдачи трибуналу.
Спор по поводу обстоятельств смерти Милошевича наверняка поднимет вопросы о том, сможет ли Сербия осудить гражданскую войну 1990-х годов. Евросоюз дал понять, что переговоры о вступлении Сербии в ЕС будут заморожены до тех пор, пока Сербия не поможет арестовать Ратко Младича и Радована Караджича, обвиненных в военных преступлениях боснийских сербов, отмечает The Guardian.
Между тем, президент Тадич, чья Демократическая партия была во главе народных волнений, свергнувших Милошевича из власти в 2000 году, заявил, что Сербия пойдет на такое сотрудничество.
"Сегодня в Сербии мы ведем борьбу за власть с теми, кто правил вместе с Милошевичем. Но я абсолютно убежден в том, что политическая ситуация в Сербии не обратится вспять. Даже смерть Милошевича не изменит продвижения Сербии к демократии".
Милошевич: "Я пишу, чтобы попросить вас о помощи"
В официальную версию смерти югославского лидера сейчас мало кто верит. Сторонники Милошевича настаивают на отравлении. За день до своей смерти на это намекнул сам Милошевич. Он направил послание министру иностранных дел России Сергею Лаврову, в котором попросил о помощи. Глава МИД вчера подтвердил получение письма и заявил, что не доверяет результатам экспертизы, проведенной голландскими специалистами.
"Я пишу, чтобы попросить вас о помощи - защитить от криминальной деятельности в отношении меня со стороны института, действующего под вывеской ООН. Меня преследуют те, от кого я защищал свою родину во время войны. Те, кто заинтересован в том, чтобы заставить меня молчать, а уж точно не лечить меня", - пишет Милошевич.
Далее в послании разъясняется, чем именно вызваны подозрения. Оказывается, за два дня до написания письма Милошевич получил результаты собственных анализов, сделанных еще в январе.
Они выявили в его крови "мощные препараты, используемые при лечении проказы и туберкулеза". Сам он себе их не вводил. "Люди, которые мне давали эти лекарства для лечения проказы, естественно, не могли меня вылечить".
Текст этого послания на шести страницах еще в воскресенье продемонстрировал журналистам юридический советник Милошевича Зденко Томанович. Однако полного текста до сих пор никто не видел. Известно, что в российское посольство в Гааге оно поступило 11 марта, то есть в день смерти Милошевича. Как рассказали "Известиям" в диппредставительстве, письмо доставил советник бывшего югославского президента. "Охрана пропустила его на территорию посольства, где он и вручил письмо дежурному дипломату, кратко описав его содержание", - сказал источник "Известий" в посольстве.
Затем это письмо поступило по дипломатическим каналам в Москву. "Послание мы получили в воскресенье во второй половине дня, - сообщил официальный представитель МИД Михаил Камынин. - В этом написанном от руки письме Милошевич говорит о неадекватном лечении, проводимом врачами Международного трибунала по бывшей Югославии, и вновь просит поддержки России в получении разрешения на лечение в медицинском учреждении в Москве".
Вчера российский МИД поставил под сомнение выводы голландских патологоанатомов, свидетельствующие, что причиной смерти стал инфаркт. "Россия имеет право не доверять результатам экспертизы, - заявил Лавров. - Мы уже обратились в трибунал с просьбой, чтобы наши врачи приняли участие в экспертизе или по крайней мере ознакомились с ее результатами".
Окончательный вердикт медики вынесут после получения результатов токсикологической экспертизы. По окончании необходимых процедур тело Милошевича будет передано его семье. За телом бывшего югославского лидера в Гаагу прибудет его сын Марко Милошевич. По словам Зденко Томановича, Милошевич будет погребен в Белграде.
"Он должен быть похоронен в своей стране. Слободан ушел моральным победителем. И как выдающийся сын своего народа, он должен быть похоронен на родине", - заявил Борислав.
В то же время, отвечая на вопрос о том, когда останки Слободана Милошевича будут доставлены в Белград, где состоится церемония погребения, Зденко Томанович ответил, что "точно затрудняется сказать, однако это произойдет в ближайшие дни".
Попасть в Сербию на похороны Мила Маркович и Марко едва ли смогут - против них там заведено уголовное дело. К тому же против проведения похорон в Сербии высказался ее президент Борис Тадич: "Милошевич не должен быть предан земле на родине".
Мира Маркович, вдова Слободана Милошевича, которая сейчас живет в Москве, требует от сербских властей, чтобы они сняли те обвинения в злоупотреблении властью, которые они выдвинули в ее адрес, с тем, чтобы она смогла приехать на похороны мужа. Эту просьбу Тадич отверг сразу же. Он также отверг просьбу Социалистической партии провести похороны Милошевича с государственными почестями, отмечает The Guardian.
Некоторые сторонники Милошевича из числа представителей этой партии, которые надеются использовать смерть Милошевича для усиления давления на премьер-министра Воислава Коштуницу, призвали похоронить Милошевича со всеми почестями на аллее героев. Президент Тадич заявил, что похороны Милошевича с государственными почестями "были бы неуместны".
Другие сторонники Милошевича дали понять, что они согласятся с тем, что похороны будут проведены без государственных почестей, но потребовали, чтобы присутствовать на похоронах было позволено всем членам семьи Слободана Милошевича.
Пожелания родственников похоронить Милошевича в Белграде ставят власти Сербии и Черногории в весьма щекотливую ситуацию и вполне могут привести к правительственному кризису, пишет "Коммерсант". По сути семейное решение похоронить Слободана Милошевича в Белграде - это ультиматум властям Сербии. Ведь еще до того, как стало известно об этом, руководство Соцпартии Сербии пригрозило покинуть республиканский парламент, если правительство не обеспечит возможности похоронить Слободана Милошевича с государственными почестями. А это означало бы падение кабинета Воислава Коштуницы, который держится исключительно благодаря поддержке социалистов.
Несмотря на смерть Милошевича, слушания по его делу продолжатся
Несмотря на смерть Слободана Милошевича, намеченные на 14 марта слушания на процессе по делу бывшего югославского лидера возобновятся, как и было предусмотрено, сегодня в 09:00 по местному времени (11:00 мск). Они были прерваны две недели тому назад из-за проблем с явкой важного свидетеля.
Об этом официально сообщил здесь Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ). При этом было подчеркнуто, что заседание будет "очень коротким". Очевидно, что эти слушания будут посвящены вопросу о прекращении судебного процесса против Милошевича в связи с его кончиной, и прекращении соответствующего дела.
Как пояснили в пресс-службе Гаагского трибунала, согласно Уставу МТБЮ, суд не имеет права проводить судебное разбирательство в отсутствии обвиняемого, поэтому со смертью бывшего югославского лидера фактически "дело Милошевича" сдается в архив. Однако официально об этом должен объявить сам Гаагский трибунал. Как ожидается, это может произойти уже сегодня.
Сербы, хорваты и македонцы, обвиняемые Гаагским трибуналом и содержавшиеся вместе со Слободаном Милошевичем в тюрьме в Схевенингене, направили письмо с выражением соболезнований в связи с его кончиной в сегодняшние номера белградских газет "Политика" и "Вечерние новости".
В послании, подписанном 34 узниками МТБЮ, содержатся выражения "глубокого соучастия и сострадания родным и близким нашего гаагского товарища по борьбе и всему сербскому народу".
"Мужественная и блестящая защита Слободана Милошевича против обвинений, и его неиссякаемая воля к жизни были для нас всех примером и огромной поддержкой", - написали заключенные Схевенингена, принадлежавшие к противоборствующим группировкам бывшей Югославии.
В знак траура по Слободану Милошевичу накануне вечером "товарищи бывшего президента Сербии и Югославии по заключению почтили его память общим собранием и минутой молчания", сообщают сербские СМИ.
Инициаторами акции поминовения выступили лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель, хорватский генерал Анте Готовина и бывший спикер парламента боснийских сербов Момчило Краишник.