Жалоба касается утверждений Украины о том, что Российская Федерация несет ответственность за административную практику, представляющую собой многочисленные нарушения Европейской конвенции по правам человека в Крыму.
Жалоба "Украина против России" была подана в ЕСПЧ в марте 2014 года. В ней власти Украины утверждают, что РФ с 27 февраля 2014 года "осуществила эффективный контроль над Автономной Республикой Крым, что привело к многочисленным нарушениям Конвенции о защите прав человека".
Киев заявил, что Россия якобы нарушила 12 статей конвенции и протоколов к ней, включая права на жизнь и безопасность, на справедливое судебное разбирательство, свободу вероисповедания и выражения мнений, свободу собраний, право на защиту собственности и свободу передвижения.
"Суд определил масштаб рассматриваемого вопроса и постановил, что необходимо решить, была ли предполагаемая Украиной картина нарушения прав человека Россией в Крыму в период с 27 февраля 2014 года по 26 августа 2015 года допустимой", - отмечается в сообщении.
Кроме того, правительство-заявитель утверждает, что украинским гражданам, проживающим в Крыму, незаконно, автоматически и принудительно присваивалось российское гражданство, а на тех, кто выразил желание остаться украинскими гражданами, было оказано давление. Киев также жалуется на попытки вмешательства в деятельность украинских и иностранных журналистов в Крыму и на то, что собственность украинских юридических лиц была подвергнута незаконному контролю.
В числе признанных судом претензий Киева значатся незаконное навязывание российского гражданства крымчанам, произвольные рейды в частные дома, преследование и запугивание религиозных лидеров (неправославных конфессий), "подавление нероссийских СМИ", экспроприации имущества без компенсации, "подавление украинского языка в школах". Решения по иску "Украина против России" дожидаются более 7000 индивидуальных жалоб, связанных с событиями в Крыму или военными действиями на востоке Украины, их рассмотрение отложено до того момента, как суд определится с ключевым вопросом о юрисдикции России в Крыму.
Минюст в официальной реакции на решение ЕСПЧ отмечает, что ЕСПЧ сделал вывод о недоказанности ряда обвинений, выдвинутых украинскими властями против Российской Федерации, в том числе о якобы имевших место случаях убийства мирных граждан, безосновательного задержания и запугивания иностранных журналистов, незаконного изъятия имущества украинских военнослужащих, дискриминации этнических украинцев, политически мотивированного уголовного преследования проукраински настроенных лиц, отказов в регистрации религиозных и иных организаций.
Ранее Киев подал в ЕСПЧ два иска из-за Крыма - о его присоединении к России и о нарушении на полуострове прав человека. Украина утверждает, что Москва де-факто оккупировала Крым еще 27 февраля 2014 года. Тогда был захвачен Верховный совет Автономной республики Крым. Согласно российской позиции, до 18 марта 2014 года в Крыму все еще действовали украинские законы. К тому же, как заявил заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, вхождение Крыма в состав России не относится к компетенции ЕСПЧ.
Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Михаил Гальперин и британский адвокат Майкл Свейнстон настаивали в суде на том, что юрисдикция России над Крымом началась не раньше 18 марта 2014-го (день подписания договора в Кремле о принятии "республики Крым" в состав РФ), новое "послемайданное" правительство в Киеве было нелегитимным, присутствие российских войск в Крыму не нарушало Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между двумя государствами от 1997 года и количественно не превышало разрешенного договором. Более того, российские военные якобы помогли предотвратить возможное насилие.
Гальперин и английский адвокат неоднократно подчеркивали, что "кейс" Украины пропагандистский и имеет под собой политическую мотивацию. По поводу задокументированных правозащитниками случаев преследования украинских и крымскотатарских активистов после аннексии представители России говорили о "слабых доказательствах" и голословности таких утверждений, а также о том, что случаи нарушений прав человека не носят системного характера. При этом на факты преследования активистов в Крыму обращало внимание Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ).