Я никогда не занимался партийной политикой, но сейчас я глубоко обеспокоен курсом, который взяла Америка при Джордже Буше. Это не партийный вопрос и не личное отношение к президенту. Я считаю важным, чтобы политика администрации Буша была отвергнута в ходе предстоящих выборов. Позвольте мне объяснить почему.
Президент Буш был избран в 2000 году благодаря избирательной платформе, которая позволяла проводить не слишком активную внешнюю политику. Но с первых же дней своего президентства он свернул с намеченного им самим курса, денонсируя договоры и обличая международные организации.
Затем произошли террористические акты 11 сентября, которые, по его словам, изменили все. Он использовал войну с террором как предлог для достижения мечты об американском господстве, которую нельзя назвать ни достижимой, ни желанной: он угрожает гражданским свободам на родине и вовлекает нас в военные авантюры за рубежом. Появилась опасная непоследовательность в том, как мы в настоящее время ведем наши дела: в нормальные времена наше поведение было бы сочтено неприемлемым.
Наше новое отношение к национальной безопасности было изложено в доктрине Буша. Она основывается на двух положениях. Первое: Соединенные Штаты не будут мириться с военным соперничеством ни в одном регионе мира. Второе: мы имеем право на превентивный военный удар. Оба эти положения предполагают существование двух уровней суверенитета: суверенитет США - священный и свободный от каких-либо ограничений, налагаемых международными законами, и суверенитет всех остальных государств, поставленный в зависимость от превентивных действий США.
В основе доктрины Буша лежит идея о том, что международные отношения являются отношениями власти, но не закона, и что международный закон служит лишь для ратификации результатов применения силы. Эта догма может быть очень привлекательной, но она противоречит ценностям, которые сделали Америку великой. Весь остальной мир не может принять ее, как это подтвердили события в Ираке, где впервые была применена на практике доктрина Буша, к которой у всего остального мира проявилась сильная аллергическая реакция.
Если мы переизберем Буша, это будет означать, что мы одобряем его доктрину. И нам придется жить с последствиями этого выбора. На нас будут смотреть с враждебностью, и террористы смогут рассчитывать на многих симпатизирующих во всем мире.
Кроме того, вполне вероятно, что мы не сможем выбраться из порочного круга насилия, как это происходит в настоящее время в Ираке. Но, если мы провалим Буша на выборах, мы сможем отказаться от его доктрины как от временного отклонения и сможем вновь занять в мире положение могущественной, но миролюбивой державы. Предстоящие президентские выборы будут не заурядными выборами: это референдум по доктрине Буша.
Однако недостаточно просто нанести поражение президенту: мы должны разработать и воспринять более конструктивное мировоззрение. Именно потому, что Америка настолько могущественна, очень важно решить, какую роль мы хотим играть в мире. Мы, американцы, должны принять решение: весь остальной мир может только реагировать на то или иное решение.
Наше превосходство налагает на нас ответственность, которую не может нести никто другой: у нас должно быть более широкое видение наших доходов, и мы должны заботиться о благосостоянии мира. Но президент Буш и группа неоконсерваторов, сплотившаяся вокруг него, видят мир по-иному. По их мнению, жизнь - это борьба за превосходство, и результат зависит от военной мощи.
Важно прояснить следующий момент: хотим мы или нет, чтобы Америка была в большей безопасности. Мы все согласны с тем, что мы стремимся к этой цели. Дело заключается в выборе политического курса, более приемлемого для ее достижения. Я не против применения военной силы: я однозначно призывал к ее применению в Боснии и Косово, я поддержал интервенцию в Афганистане. Но я отмежевался от односторонних действий против Ирака.
Военная сила должна быть последним аргументом, а не средством для утверждения нашего верховенства и навязывания нашей воли миру. Мои идеи были подвергнуты глумлению со стороны пропагандистской машины Буша. Не дайте себя обмануть: следует пустить под откос американскую внешнюю политику, но не меня. Доктрина Буша не приносит нам пользы и не помогает нам распространять в мире свободные и открытые общества.
Я сделал отказ от доктрины Буша самым главным моим проектом на 2004 год. Это может звучать претенциозно, но не в первый раз я направляю всю свою энергию на поддержание ценностей открытого общества. Когда на финансовых рынках я заработал больше денег, чем нужно для удовлетворения личных потребностей, я создал фонд, задачей которого стало достижение этой цели. Это было в 1979 году, с тех пор я финансировал проекты в 30 странах.
Когда был избран Буш, и еще позднее, после событий 11 сентября, я решил, что должен больше внимания уделять Соединенным Штатам - не только потому, что они формируют мировую повестку дня, но, прежде всего, потому, что президент Буш ведет нас в неправильном направлении. Я написал книгу The Bubble of American Supremacy, в которой подробно излагается видение более конструктивной роли Америки в мире.
Хотим ли мы навязать нашу волю миру, или мы хотим привести мир в более процветающее и мирное будущее? Вот в чем вопрос. В своей книге я говорю об ином подходе, чем тот, что был применен в Ираке: о превентивных действиях созидательного характера. Я говорю о сообществе демократий, пусть даже под руководством США, о новой концепции суверенитета, суверенитета народа, и об ответственности за защиту народа от тех правителей, которые злоупотребляют своей властью.
Если я делаю акцент на Ираке, то лишь потому, что эта тема является определяющей для исхода ноябрьских выборов. Многие эксперты в области политики скажут: иракского "болота" будет недостаточно для отказа от доктрины Буша. По их мнению, самым важным будет состояние экономки, и администрация Буша сделала все, что было в ее власти, с целью укрепить ее перед грядущими выборами, хотя это и предвещает мгновенный регресс после завершения выборов.
Я боюсь, что они правы, и именно поэтому я решил высказаться и воспользоваться своими деньгами. Выборы 2004 года - не обычное мероприятие. Правительство радикально изменило первоначальный курс. В своей книге я сравниваю нынешнюю ситуацию с шаром: мы можем спустить его до того, как он принесет дополнительные убытки, или "подкачивать" его, укрепляя доктрину Буша, и терпеть все последствия этого.