В документе поясняется, что 15 октября в отделение ведомства в Гётеборге поступило заявление от Hermitage Capital Management о возможном нарушении закона банком Nordea. В нем говорилось о подозрениях в отмывании 175 млн долларов через 365 счетов отделений банка Nordea в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии, а также было указано, что эти средства являются частью финансовых махинаций в России на общую сумму 230 млн долларов.
Hermitage Capital Management подала аналогичные заявления в соответствующие органы Дании, Норвегии и Финляндии, но шведское ведомство рассматривало обращение компании лишь в части, касающейся Швеции. На основании изучения обстоятельств дела управление пришло к заключению, что "переводы, произведенные на шведские банковские счета, немногочисленны и затрагивают меньшую часть общей заявленной суммы". Чиновники также выяснили, что все переводы на счета шведского отделения банка Nordea, за исключением одного, сделаны настолько давно, что на них распространяется срок давности.
Последний перевод, на который срок давности не распространяется, был совершен в апреле 2014 года. "Он должен рассматриваться с учетом существовавших на тот момент норм наказания за операции с похищенными средствами. Констатировано, что обстоятельства этого перевода не дают достаточных оснований, чтобы сделать предположение о совершении кем-либо из сотрудников Nordea преступных действий", - написано в сообщении.
В марте прошлого года банк Nordea был назван в числе участвующих в крупнейшей операции по отмыванию более 22 млрд долларов США из России с 2011-го по 2014 год. В операции, получившей названия "Российский ландромат" ("прачечная" для денег) и "Глобальная прачечная", также принимали участие как минимум 27 немецких банков. Самую крупную сумму - 27,4 млн долларов - получил Commerzbank, на счета Deutsche Bank поступило около 24 млн. В немецких фирмах и у немецких частных лиц таким путем осело 66,5 млн долларов.
Среди покупок, сделанных на эти деньги, была исключительно роскошь: часы Rolex стоимостью в полмиллиона, люксовые автомобили и дорогая одежда. Помимо предметов роскоши, "легализаторы" незаконных денежных средств покупали импортную машиностроительную продукцию, продукты питания и стройматериалы. К примеру, один немецкий продовольственный концерн отправил в Москву 15 тонн слоеного теста. Химический концерн BASF продал в Россию лаков более чем на 1,6 млн евро. В BASF заявили, что никаких подозрений в отношении заказчика не было.
Commerzbank отказался комментировать эту информацию, указав лишь, что предотвращение незаконных транзакций всегда имело для него большое значение. Deutsche Bank сообщил, что он "значительно усилил и расширил системы контроля, а в 2015 году нанял одну тысячу новых сотрудников в отделы Compliance и по борьбе с финансовыми преступлениями.
Журналисты отмечают, что у Commerzbank почему-то не вызвал никаких подозрений перевод 23 млн долларов от одних и тех же фирм - "почтовых ящиков" на 63 различных счета, хотя названия этих фирм стали известны еще в 2014 году благодаря расследованию, проведенному организацией журналистов-расследователей OCCRP.
Deutsche Bank, который выступал в роли банка-корреспондента для Moldindconbank и Trasta Komercbanka, продолжал сотрудничать с ними, несмотря на то, что латвийские кредитные учреждения получили репутацию "Эльдорадо для отмывания денег" и крупный американский банк JP Morgan Chase еще в 2013 году был вынужден прекратить работу с ними под давлением органов финансового надзора США.