Немецкий историк отказался проводить исследования в России из-за опасений уголовного преследования
Фото NEWSru.com
Немецкий историк Себастьян Штоппер, который занимается исследованием деятельности партизан в Брянской области в годы Великой Отечественной войны, пожаловался на Россию в Европейский суд по правам человека. Молодой ученый не согласен с тем, что его научные работы были включены в российский федеральный список экстремистских материалов. При этом Штоппер отказывается возвращаться в Россию ради научной работы из-за опасений уголовного преследования. Об этом в пятницу рассказал радиостанции "Эхо Москвы" адвокат историка Дамир Гайнутдинов.

Советский районный суд Брянска признал записи Штоппера в интернете, посвященные истории партизанского движения, экстремистскими 5 ноября 2013 года. В апреле 2014-го его заметки были включены в федеральный список экстремистских материалов. После этого немецкий журнал Der Spiegel написал, что следователи заинтересовались публикациями Штоппера в "Живом Журнале" после того, как он провел несколько публичных акций против присоединения Крыма к России.

Сам историк признавался, что не знает, какие именно материалы исследовали сначала экспертная комиссия, а потом и брянский суд. Он пояснял, что в приговоре суда говорилось о каких-то его публикациях в интернете, базирующихся на результатах исследований, приведенных в диссертации. Отметим, что, в частности, в 2010 году на сайте Брянской областной научной универсальной библиотеки появилась переведенная на русский язык статья Штоппера на эту тему "Смерть немецким эшелонам! Борьба брянских партизан против снабжения вермахта". Один из разделов работы красноречиво называется "Очковтирательство брянских партизан". Над диссертацией ученый работал три года.

"В любом случае я знаю, что я не экстремист, экстремистские взгляды не разделяю и никогда их не высказывал. В частности, я не оправдывал действия немецких оккупантов или карателей", - заявлял Штоппер в интервью DW в прошлом году.

Примечательно, что поначалу к немецкому ученому в России отнеслись весьма благосклонно: Первый канал сделал о нем сюжет, журнал "Огонек" напечатал статью, а руководство Брянской области пригласило его на прием. Однако потом отношение изменилось - ранее историк в интервью "Радио Свобода" предположил, что это связано с тем, что он в своей работе написал о меньшем вкладе партизан в победу над фашизмом, чем принято было считать в России.

Как рассказал ученый DW, изучая архивы, он обнаружил резкое отличие цифр - разницу в приводимом сторонами числе партизан на Брянщине, солдат и офицеров вермахта и СС, которые были брошены на борьбу с ними, жертв с обеих сторон. По мнению Штоппера, у вермахта не было никаких причин фальсифицировать эти данные, которые указывались во внутренних отчетах, поэтому следует считать их более близкими к реальности. В то время как партизанские командиры с 1941 года и до изгнания немцев с Брянщины в 1943 году сообщали о 150 тысячах уничтоженных фашистов, исследователь насчитал всего около 10 тысяч. Число пущенных под откос эшелонов они преувеличили примерно вдвое, утверждал историк.

В то же время ученый отмечал, что, несмотря на обнаруженные фальсификации, он не хотел принижать заслуги партизан в борьбе против национал-социализма. "Меняются цифры, но не суть и оценка партизанского сопротивления", - добавил он.

В диссертации Штоппера также приводился тезис, который мог не понравиться экспертной комиссии: о том, что население Брянщины вовсе не поддерживало партизан так однозначно, как это официально считается российскими историками. По словам Штоппера, неоднозначное отношение становится понятным, если учитывать, что гражданское население оказалось между фронтами, причем как оккупанты, так и партизаны стремились привлечь местных жителей на свою сторону, запугивали, отбирали продукты. Как утверждает автор диссертации, партизаны тоже нападали на села, которые работали на немцев, и тоже терроризировали местное население, правда, в гораздо меньших масштабах, чем фашисты.

Как заверял Себастьян Штоппер, он не собирался проводить "ревизию" истории, "релятивировать" ее, замалчивать преступления нацистов. "Наоборот: я раскрываю новое. Моя цель - создать полную, правдивую, объективную картину партизанского движения на Брянщине", - подчеркивал он.

Помимо изучения российской истории, у немецкого ученого есть и другие заслуги перед РФ. Штопперу удалось найти в немецких архивах и передать в Россию дневник знаменитой брянской подпольщицы и партизанки Вали Сафроновой, материалы о расстреле в Хацуни, бумаги партизанского командира Александра Виноградова, писал в апреле этого года "Московский комсомолец".

"Естественно, есть в России несколько человек, которым не нравятся результаты моей работы. Когда я нахожу исчезнувший дневник, они аплодируют, но если то же исследование дает результаты, которые не совпадают с прежними представлениями, тогда эти люди сердятся. Они не работают по-научному, они знают, что актуальная политическая линия России поддерживает это поведение, консервацию устаревшей картины истории", - заявлял историк.

Штоппер также признавался, что не понимает, почему к нему "прицепились", когда в России он "фактически еще ничего не издал". "На рынке есть много книг по этой тематике. Например, в книге Александра Гогуна "Сталинские коммандос" гораздо больше документов, дискредитирующих советских партизан. У меня еще, в принципе, ничего не вышло. То, что они нападают на меня, удивительно", - добавил он.

Правозащитный центр "Сова", в свою очередь, исследовал заметки Штоппера и пришел к таким выводам: "Признаков оправдания агрессивных, насильственных действий немецких войск в текстах найти не удалось. Не увидели мы и принижения значимости партизанских военных операций на Брянщине и негативной оценки их действий. Заметим также, что решением суда экстремистскими признаны не только записи в "Живом Журнале" Штоппера, но и немногочисленные комментарии к ним - вполне невинного содержания. Мы считаем этот запрет неправомерным. В данном случае, как представляется, Брянский районный суд признал экстремизмом историческую дискуссию и запретил распространение точки зрения, несколько, даже не радикально, отличной от представлений судьи".

Блоггер поставил Ростуризму "двойку" за знание истории брянских партизан

В июле этого года один из известных в интернете блоггеров, который пишет преимущественно о Брянской области, возмутился исторической некомпетентностью "солидного коллектива" Ростуризма, представившего туристический маршрут "Партизанскими тропами Брянщины" на сайте федерального агентства.

Объектом критики блоггера all-decoded стало издание "Военно-исторические маршруты России", опубликованное на сайте Ростуризма. Ошибки в представлении брянской "партизанской тропы" блоггер называет "безобразиями".

Цитируя представление: "Опираясь на поддержку населения, на Брянщине развернулось масштабное партизанское движение, здесь формировались партизанские соединения С. А. Ковпака, А. Ф. Федорова, А. Н. Сабурова", - all-decoded делает вывод: "Одна эта фраза уже тянет на двойку по истории".

"Интересно, почему из всех партизанских соединений, действовавших на территории нынешней Брянской области, авторами были выбраны три украинских соединения, из которых лишь отряды, которые объединил Сабуров, можно назвать сформированными на нашей территории. Отряды под командованием Ковпака и Федорова однозначно формировались на территории Украины и в брянские леса заходили лишь в рамках рейдов или в поисках спокойных мест для отдыха. Странно, что такой солидный авторский коллектив в статье о Брянской области проигнорировал партизанские соединения чисто местные, брянские, а упомянул только украинские. Самое время ребятам из Изборского клуба, "Сути Времени" и НОД поискать здесь корни какой-либо глубоко законспирированной провокации. Я же зафиксирую только очевидную глупость", - пишет блоггер.

Автор поста иронизирует над составителем карты маршрута: "Она выполнена в лучших партизанских традициях: "И чтоб никто не догадался". Если эту карту захватил бы противник и имел целью по ней найти пункт N10 - "Стоянку партизанского отряда им. Виноградова", то можно было бы быть спокойным: ничего бы враг не нашел... Если же все-таки туристы попадают на стоянку партизанского отряда им. Виноградова, можно их (туристов) только пожалеть: они становятся участниками "реконструкции боя между партизанами и фашистами". Изумленные туристы увидят, как "из леса выходит отряд полицаев вместе с задержанной ими партизанкой, начинается допрос. На фашистов нападает отряд партизан, завязывается бой, девушку спасают".

"Все это было бы смешно, если бы не отражало всю поверхностность, легкомысленность и гулкую пустоту всех этих псевдопатриотических акций, - резюмирует блогер. - Никто в России не занимается всерьез научным исследованием партизанского движения на территории нынешней Брянской области. Единственный ученый, который изучает эту тему, - Себастьян Штоппер - объявлен в России экстремистом. На научные конференции и издание сборников денег хронически нет у департамента культуры Брянской области. Однако они находятся для проведения бессмысленных "партизанских обозов" и реконструкций боев с фашистами/полицаями. И все это под пластиковую трескотню, которая реально убивает интерес к живой истории своего народа, драматической и незабываемой, во всем ее многообразии и сложности".