Живая легенда британской и мировой политики последней четверти XX века Маргарет Тэтчер отмечает сегодня свое 85-летие
wordpress.com
Живая легенда британской и мировой политики последней четверти XX века Маргарет Тэтчер отмечает 13 октября свое 85-летие.

К единственной в британской истории женщине-премьеру давно приклеился ярлык "железной леди", хотя это словосочетание вряд ли полностью отражает вехи ее карьеры и жизни, полагает ИТАР-ТАСС.

Не исключено, что более точным было бы определение "несгибаемая леди", поскольку вряд ли найдется на свете хотя бы один значимый политик, который с такой же убежденностью, как баронесса Тэтчер, не только декларировал бы верность своим принципам, но и следовал им всю жизнь и при этом буквально на каждом этапе добивался успеха.

Еще одним штампом, вошедшим в обиход миллионов людей, было понятие "тэтчеризма" как основной политико-экономической линии, проводимой премьером Великобритании.

Однако "тэтчеризм", как, впрочем, и "рейганомика" в США, базировался на классических либеральных ценностях, в числе которых были: создание условий для функционирования свободных рынков, обеспечение финансовой дисциплины и жесткого контроля над госрасходами, снижение налоговой нагрузки и проведение приватизации с целью максимального сокращения государственной составляющей в жизни страны.

То есть в основе "тэтчеризма" находился непреложный принцип свободы реализации возможностей каждой личности при полном уважении к закону и при минимальных помехах на этом пути со стороны государственной бюрократии.

По этой причине знаменитый американский экономист Милтон Фридман как-то заметил, что по взглядам Маргарет Тэтчер - не столько тори, сколько либерал XIX века.

Фактически Тэтчер и президент США Рональд Рейган создали в мире мощную ось либерализма, которая лишь окрепла после распада в 1989 году восточноевропейского блока государств.

Тэтчер трижды приводила консерваторов к победе на всеобщих выборах (в 1979, 1983 и 1987 годах) и правила страной с 4 мая 1979 по 28 ноября 1990 года, то есть более 11-ти с половиной лет. Со времен правления графа Ливерпуля Роберта Дженкинсона (1812-1827) никому из премьер-министров страны не доводилось обосновываться на Даунинг-стрит так надолго.

Тэтчер и ее принципы, позволившие отбросить политическую роль профсоюзов на обочину истории, были необходимы Великобритании для обуздания экономического кризиса, в который страна была ввергнута в результате распада британской колониальной системы.

Тэтчер обеспечила Соединенному Королевству повторное экономическое процветание, но при этом, будучи приверженной во внешней политике вектору максимального укрепления роли стран мировой "англо-саксонской империи", как могла сопротивлялась процессу британской евроинтеграции.

Эти взгляды премьера вошли в противоречие с ходом истории и привели к ослаблению ее позиций внутри Консервативной партии.

Положение Тэтчер стало особенно шатким после того, как в отставку с поста заместителя премьера подал ее главный соратник Джеффри Хау, выразив тем самым протест против категорического неприятия хозяйкой Даунинг-стрит идеи присоединения Великобритании к числу стран, где имела бы хождение единая европейская валюта.

В конце концов Маргарет Тэтчер сама ушла с премьерского поста ради сохранения единства в рядах тори, обеспечив при этом победу на выборах лидера партии своему выдвиженцу - министру финансов Джону Мейджору.

Он стал новым премьером и впоследствии, благодаря следованию внутриполитическому курсу, заложенному Тэтчер, привел консерваторов к победе на очередных всеобщих выборах и довел их беспрерывное пребывание у власти до 18 лет.

Во многом принципам Тэтчер открыто следовали даже лейбористские премьеры Тони Блэр и Гордон Браун, а для нынешнего главы правительства, консерватора Дэвида Кэмерона и его сподвижников баронесса является живой иконой.

Кстати, к еврозоне Соединенное Королевство до сих пор не присоединилось и делать этого, похоже, не собирается. Так что отставка Джеффри Хау была напрасной и не изменила общего вектора жизни британцев по принципам Маргарет Тэтчер, которые, впрочем, соблюдаются все же не в чистом виде, а с учетом привнесенной за 13 лет лейбористского правления социальной составляющей.

2000-е годы не стали удачными для баронессы: она потеряла мужа Дэниса и перенесла серию микроинсультов, последствия которых заставили ее отказаться от публичных выступлений.

Состояние здоровья экс-премьера уже много лет внушает немалые опасения, однако, несмотря на это, она пошла в 2007 году на немалый риск и приняла активное участие в мероприятиях, посвященных четвертьвековому юбилею победы Великобритании в Фолклендском вооруженном конфликте, в которую внесла непосредственный вклад своими решительными действиями на посту премьера.

При жизни баронессы в обществе уже давно обсуждается вопрос о том, будет ли она, как Уинстон Черчилль, удостоена после смерти высшей почести в виде государственных похорон. С приходом к власти тори шансы на это возросли.

Сама Маргарет Тэтчер, не боясь, обсуждала данную тему в 2008 году с королевой Елизаветой II и с занимавшим тогда пост премьера Гордоном Брауном и высказала пожелание быть похороненной в лондонском соборе Святого Павла.