Гарольд Пинтер - один из самых оригинальных театральных авторов XX века. Он является классиком британской послевоенной драматургии, автором 29 пьес. В России драмы Пинтера стали известны в 90-е годы по постановкам Владимира Мирзоева, Юрия Бутусова, Юрия Погребничко.
Гарольд Пинтер родился 10 октября 1930 года в Хакни, районе в восточной части Лондона (Ист-Энд). Недолгое время Пинтер учился в Королевской академии драматического искусства.
Театральную карьеру начал в качестве актера, выступал на сцене в течение девяти лет под творческим псевдонимом Дэвид Бэрон (David Baron), гастролировал с разными труппами по ирландской и английской провинции. Много читал и сам пробовал писать прозу и поэзию, но после постановки своей первой пьесы окончательно определился как театральный автор.
Свою первую пьесу "Комната" Гарольд Пинтер написал в 1957 году. К числу наиболее значимых пьес Пинтера критики относят "В легкой боли" (A Slight Ache, 1959), "Сторож" (Caretaker, 1960), "Любовники" (The Lovers, 1963), "Возвращение домой" (The Homecoming, 1965), "Предательство" (Betrayal, 1978), "День рождения" (The Birthday Party, 1958), "Коллекция" (The Collection, 1962), "Старые времена" (Old Times, 1971), "Ничья земля" (No Man's Land, 1975) и "Лунный свет" (Moonlight, 1993).
Пинтер известен также как режиссер и сценарист художественных фильмов: "Слуга" (The Servant), "Пожиратель тыкв" (The Pumpkin Eater), "Несчастный случай" (Accident), "Посредник" (The Go-Between), "Женщина французского лейтенанта" (The French Lieutenant's Woman) и "Предательство" (Betrayal).
В 2003 году Пинтер опубликовал сборник стихов "Война", в котором выступил с критикой войны в Ираке. Сборник был удостоен поэтической награды имени Уилфреда Оуэна. Последняя пьеса драматурга "В поисках утраченного времени" написана в 2000 году по мотивам одноименного романа-эпопеи Марселя Пруста, она была поставлена в лондонском Национальном театре.
Весной 2005 года 74-летний Пинтер заявил о том, что больше не намерен писать пьесы, однако пообещал продолжать работу в других жанрах, в первую очередь в поэзии.
В этом году выбор кандидата на премию сопровождался скандалом
В этом году лауреата Нобелевской премии по литературе объявили последним. Объявление лауреата премии по литературе должно было произойти в Стокгольме еще неделю назад, однако оно было отложено. В связи с такой внушительной задержкой стали ходить слухи о том, что члены Шведской академии не могут прийти к единому мнению по поводу кандидатуры лауреата 2005 года.
Накануне разразился скандал - один из пожизненных академиков Шведской академии Кнут Анлунд объявил о своем уходе в отставку в связи с ситуацией с присуждением Нобелевской премии по литературе. Как заявил Анлунд, он покидает Академию в знак протеста против ее решения о присуждении нобелевской награды 2004 года австрийской писательнице Эльфриде Елинек.
В открытом письме, опубликованном в шведской газете Svenska Dagbladet, Анлунд выразил сомнение в том, что другие академики вообще читали Елинек. "Такое решение, - говорит академик, который раньше участвовал в выборах лауреата, - нанесло непоправимый ущерб ценности награды в обозримом будущем и создало конфузную ситуацию в отношении всеобщего видения литературы как искусства".
В России австрийская писательница известна как автор изданного в 1983 году романа "Пианистка", по которому был снят одноименный фильм, получивший Гран-при Каннского кинофестиваля.
Как говорилось в сообщении академии, Эльфрида Елинек была удостоена Нобелевской премии "за музыкальный слог в новеллах и пьесах, которые с исключительной языковой выразительностью описывают нелепость общественных стереотипов и их порабощающую силу".
Сама писательница тогда заявила, что не приедет за премией. "Я больше чувствую отчаяние, нежели радость, - сказала Елинек, - Никогда не думала, что именно я буду удостоена Нобелевской премии, скорее уж эта премия должна была быть присуждена другому австрийцу - Петеру Хандке".
Анлунд, выступивший против присуждения премии Елинек, не объяснил в своем письме, почему он опоздал на целый год с таким заявлением. Со своей стороны, постоянный секретарь Шведской академии Гораций Энгдаль назвал отставку Анлунда незначительным, ничего не меняющим в делах Академии эпизодом. По словам Энгдаля, академик не принимал активного участия в принятии решений с 1996 года. Энгдаль также предположил, что академик хотел омрачить церемонию оглашения лауреата 2005 года.