В это же время Наталия Петкевич, женщина лет тридцати, дает последние наставления по поводу большого дня маленького города внимающей ей журналистской братии.
"Покажите праздник. Покажите, как хорошо отреставрирован город. Сделайте красивые фотографии, и чтобы не было никаких неприглядных видов", - инструктирует она резким голосом журналистов.
После пресс-секретаря главы государства слово предоставляется здоровому как бык сотруднику службы безопасности: "И еще одно. Когда говорит президент, никто не двигается".
Праздник урожая в Белоруссии. Участвуя в так называемых "Дожинках", глава государства Александр Лукашенко каждый год посещает осенью тот или иной райцентр. В этом году отец народа, правящий железной рукой вот уже десять лет, может использовать свой визит в Волковыск и для предвыборной агитации в собственных интересах. Ведь в ближайшее воскресенье белорусам предстоит выбрать новый парламент и одобрить на референдуме внесение изменений в конституцию, которые должны открыть Лукашенко путь к третьему сроку.
Слова, с которыми к избирателям обращается человек с хриплым голосом и волосами, зачесанными на лысину, призваны вселить в них надежду. Бывший директор колхоза в доказательство успешности своего президентства говорит о миллионах тонн произведенного мяса, зерна, картофеля и о гектолитрах молока. Предстоящие выборы важны, заявляет он, но он здесь не для того, чтобы "делать рекламу". "Но посмотрите на этот город и на то, что все мы из него сделали. Будет хлеб - будет жизнь".
Широкие красные полотнища реют над головами сотен колхозников и директоров заводов, в их честь играют туш, их заслуги отмечаются рукопожатием президента. Женщин не отмечают вовсе. Одетые во все белое самые красивые девушки страны используются лишь как ассистентки при передаче талонов на холодильник, "жигули" или DVD-плейер.
На сцене, воздвигнутой на площади Ленина, выступает женский народный хор. Праздник подходит к концу. В воздух взлетает множество блестящих конфетти, и на сцену поднимаются две девочки, с трудом удерживая в руках корзину цветов. "Спасибо тебе, Александр Григорьевич", - перекрикивает распорядительница праздника громкие возгласы ликования.
"В других странах на празднике урожая благодарят Бога, а здесь -президента", - ворчит Михаил Карневич, заместитель главного редактора еженедельной газеты "Биржа информации" из областного города Гродно, что в 70 километрах отсюда. Его больше занимает будущее его газеты, чем праздник "Дожинки".
"У нас проблемы", - говорит он и, вздыхая, указывает на статью в его газете о предстоящем референдуме. Прокуратура обвинила журналистку в "оскорблении президента", и ей грозит денежный штраф в размере десяти месячных зарплат.
Мужчины, которые во дворе гродненского ателье беседуют о видах оппозиции на выборах в парламент, выглядят подавленно. Как и по всей стране, местная избирательная комиссия допустила к выборам только пятерых из двенадцати оппозиционных кандидатов. Удрученные кандидаты, снятые с выборов, говорят о сомнительных доводах, на основании которых им было отказано в регистрации.
"Результаты этих выборов будут фальсифицироваться еще сильнее, чем предыдущих", - уверен независимый кандидат Александр Милинкевич. После президентских выборов 2001 года репрессии в отношении оппозиции, независимых средств массовой информации и правозащитных организаций только усилились. Созданное им общественное объединение запрещено, его самого вынудили оставить должность профессора физики в университете Гродно: "Они нас обособляют, изолируют, создают гетто для демократов".
Сотрудникам фирмы, где он работает, угрожают увольнением, если они не пойдут на референдум, рассказывает в одном из гродненских кафе 25-летний инженер Дмитрий. Будучи противником Лукашенко, он, правда, не поддается идеологическому давлению. Однако среди пожилых людей президент пользуется популярностью из-за вовремя выплачиваемых пенсий и безопасности в стране.
А вот об оппозиции, которую государственное телевидение полностью игнорирует, практически никто ничего не знает: "У людей нет настоящей альтернативы. Даже при честном подсчете голосов победа Лукашенко, скорее всего, предрешена". (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)