"Председатель палаты суда, которая рассматривает это дело, решил, что новому судье от России нужно больше времени для того, чтобы ознакомиться с документами. Я не могу сказать, кто был инициатором этого решения", - сказал собеседник агентства.
Напомним, ЮКОС обратился в Страсбургский суд в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые компания расценивала как незаконный отъем собственности. В конце октября стало известно, что Россия представила суду нового судью - доцента юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Андрея Бушева, который может принять участие в рассмотрении корпоративного "дела ЮКОСа". Новое назначение потребовалось после того, как профессор юридического факультета Санкт-Петербургского университета Валерий Мусин, ранее выступавший судьей в этом деле, взял самоотвод в связи с избранием его членом совета директоров "Газпрома".
Страсбургский суд в конце января 2009 года признал жалобу ЮКОСа приемлемой в части принудительного исполнения налоговых решений, включая продажу "Юганскнефтегаза" (для взыскания налогов был принудительно продан с торгов основной актив ЮКОСа - 76,79% акций ОАО "Юганскнефтегаз"), а также в части удвоенных налоговых штрафов. Возможное нарушение права ЮКОСа на справедливое судебное разбирательство Страсбургский суд увидел в том, что компания вовремя не смогла получить и, соответственно, обжаловать решение суда о взыскании налогов, что привело к немедленному исполнению этого решения.
ЮКОС был в 2006 году признан банкротом, а 21 ноября 2007 года исключен из госреестра юридических лиц. Сумма налоговых претензий, включенных в реестр требований кредиторов компании, составила около 430 миллиардов рублей.
Истец утверждает, что российские власти нарушили ряд статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности, статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статью 1 протокола номер 1 к Конвенции (защита собственности), 13 (право на эффективное средство правовой защиты), 14 (запрещение дискриминации), 18 (пределы использования ограничений в отношении прав). ЮКОС также указывает на нарушение статьи 7 (наказание исключительно на основании закона).
Как отмечает суд, "в порядке статьи 41 (справедливая компенсация) компания-истец требует более 98 миллиардов долларов за нанесение ущерба".