Граждане Ирландии отвергли принятие Лиссабонского договора. Против на общенациональном референдуме проголосовали 53,4%, в поддержку высказались 46,6 проц
Reuters
Граждане Ирландии отвергли принятие Лиссабонского договора. Против на общенациональном референдуме проголосовали 53,4%, в поддержку высказались 46,6 проц.

Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил главный инспектор по проведению референдума. Ирландия является единственной из 27 стран ЕС, где одобрение Лиссабонского договора было вынесено на референдум.

Из 43 избирательных округов жители всего десяти поддержали принятие Лиссабонского договора. При этом в "большом Дублине", где насчитывается 12 округов, избиратели в пяти из них проголосовали "за".

Наибольшую поддержку Лиссабонский договор получил в южном пригороде Дублина Дун-Лэри (63,5). В южных районах столицы, в основном поддержавших договор, проживает более обеспеченное население.

Явка избирателей оказалась неожиданно высокой и составила 53,13 проц. В общей сложности в голосовании приняли участие 1 млн 621 тыс 37 человек, из которых 752 тыс 451 поддержали Лиссабонский договор, 862 тыс 415 - отвергли его.

Испорченных бюллетеней насчитывается более шести тысяч. В основном списке избирателей Ирландии числятся 3 млн 51 тыс 278 человек.

ЕС сожалеет о "пощечине"

Франция и Германия "с сожалением" восприняли вердикт ирландских избирателей, отклонивших Лиссабонский договор о реформировании Евросоюза. В совместном заявлении двух стран, распространенном здесь Елисейским дворцом, говорится, что они "приняли к сведению" итоги голосования.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу еще до объявления официальных итогов референдума выступил с заявлением о необходимости продолжать ратификацию этого договора странами Евросоюза.

Премьер-министр председательствующей в ЕС Словении Янез Янша заявил, что Лиссабонский договор необходим Евросоюзу, несмотря на то, что Ирландия проголосовала против него на референдуме в четверг. В аналогичном духе высказались представители Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии.

Эксперт Европейского центра политики Антонио Миссироли, по сообщению "Немецкой Волны", расценил произошедшее как "общеевропейский политический кризис", а лидеры немецкой партии "зеленых" назвали ирландское "нет" Лиссабонскому договору "звонкой пощечиной кулуарной политике ЕС".

Проваленная "мини-конституция"

Лиссабонский договор заменяет собой конституцию Евросоюза, которая была отвергнута на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году.

Договор предусматривает уменьшение числа членов Европейской Комиссии - сейчас в ней должно быть по одному комиссару от каждой страны, и исполнительный орган ЕС разросся уже до 27 человек, каждому из которых необходимо выделять какую-то сферу ответственности.

В договоре также отменяется право вето отдельных стран в ряде областей политики ЕС, создается должность президента Европейского совета (совет глав государств ЕС) и усиливается пост представителя по общей внешней политике. Новый конституционный договор должен вступить в силу с 1 января 2009 года.

За исходом голосования с беспокойством следят по всей Европе - по прогнозам, ни у сторонников, ни у противников договора нет явного численного преимущества.

Ирландия - единственная из 27 стран-членов ЕС, где для принятия нового основополагающего договора требуется всенародное голосование. В стране зарегистрировано чуть больше 3 млн. избирателей, при этом общее население 27 стран составляет 490 млн.

В остальных странах Лиссабонский договор ратифицирует парламент. Четырнадцать стран уже завершили процесс ратификации.

Исключительное положение Ирландии связано с тем, что в 1987 году Верховный суд страны постановил, что все изменения базовых соглашений о членстве Ирландии в единой Европе требуют изменения конституции страны, а для этого, в свою очередь, каждый раз необходим референдум.

По данным опросов, шансы сторонников и противников Лиссабонского договора были почти равны.

Обозреватели отмечают, что правительство в Дублине слабо вело разъяснительную работу, и многие ирландцы не имели ни малейшего представления о сути общеевропейского соглашения.

Со своей стороны, не бездействовали противники Лиссабонского соглашения, которые утверждали, что оно повлечет за собой "рост налогов и сокращение влияния в ЕС".