Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, которым все интернет-ресурсы приравниваются к средствам массовой информации, сообщили в понедельник в пресс-службе казахстанского лидера
akorda.kz
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, которым все интернет-ресурсы приравниваются к средствам массовой информации, сообщили в понедельник в пресс-службе казахстанского лидера. Там уточнили, что документ был подписан еще 10 июля, а закон вступит в силу через 10 дней после подписания.

Закон приравнивает к средствам массовой информации все интернет-ресурсы: веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и распространяет на них уголовную, гражданскую и административную ответственность, которую несут традиционные СМИ. В соответствии с принятым законом зарубежные интернет-ресурсы будут блокироваться, если их содержание противоречит законодательству Казахстана, сообщает РИА "Новости".

Против принятия такого закона в Казахстане выступали еще на стадии рассмотрения его проекта в мажилисе (парламенте) представители журналистской общественности страны, полагая, что это принципиально ограничит - если не уничтожит - свободу слова в стране.

- В Астане опасаются беспорядков, аналогичных кишиневским
- Казахские сайты отключались от Сети в знак протеста, не желая считаться СМИ
- Инопресса: Казахстан расправляется на Западе с врагами режима

С принятием этого закона любой пользователь интернета в Казахстане может быть привлечен к ответственности наравне с журналистом или собственником СМИ, в соответствии с административным, гражданским и уголовным кодексами этой страны. Решение о блокировке сайтов иностранных СМИ будет теперь приниматься судом в отсутствии ответчика. Закон также расширяет список оснований для приостановления деятельности или распространения продукции СМИ: так, СМИ будет запрещено призывать к проведению мирных митингов, акций и демонстраций, отмечает сайт "Фергана.ру".

А ответственность может быть очень серьезной. В Казахстане существует 129-я статья УК - "за клевету". В частности, по части 3 журналиста или главного редактора любого СМИ можно приговорить к трем годам лишения свободы, если его заведомая клевета будет доказана. По мнению наблюдателей, эти поправки будут использованы, прежде всего, против оппозиционных сайтов.

В Казахстане опасаются повторить "опыт Молдавии"

В то же время власти Казахстана утверждают, что подписанные поправки призваны защищать права граждан и "предотвращать беспорядки". "Интернет должен подлежать какому-то регулированию. Если это пустить на самотек, то мы повторим исторический опыт Молдавии, когда все - через интернет - вышли на забастовку, и все события в мае (на самом деле в апреле - прим. ред.) проходили через интернет", - заявлял ранее председатель госагентства по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев, выступая перед сенаторами. "И это законодательство для того, чтобы таких массовых беспорядков не было", - отмечал Есекеев. По его мнению, данный документ "соответствует достаточно либеральным нормам регулирования интернет-ресурсов".

Примечательная деталь: обвинение в попытке захвата власти и организации массовых беспорядков в Молдавии в апреле этого года предъявлено молдавскому бизнесмену Габриэлю Стати, отец которого - Анатолий Стати - является владельцем компании ASCOM, занимающейся добычей нефти и газа в Казахстане и ряде африканских стран. По некоторым данным, Стати-старший финансирует оппозиционную Либеральную партию Молдавии и ряд оппозиционных СМИ.

Против принятия такого закона выступала также ОБСЕ, которую Казахстан готовится возглавить в 2010 году. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы прессы Миклош Харасти предупредил, что принятие этих поправок станет "шагом назад" в демократизации казахских СМИ, передает "Радио Свобода".

Однако в казахстанском МИДе уже поспешили заявить в понедельник, что Астана предпримет все необходимые меры для того, чтобы разъяснить партнерам по ОБСЕ, чем было вызвано принятие закона о регулировании интернета, сообщает сайт iToday. Одновременно в МИДе надеются, что принятый в Казахстане закон не окажет "какого-то прямого влияния" на будущее председательство республики в ОБСЕ.