"Причиной снижения рейтинга стал возросший риск дефолта на фоне падения цен на нефть", - отмечает Moody's. Текущее падение нефтяных цен усилило давление на платежный баланс Венесуэлы и резервы страны. Средняя цена нефтяной корзины Венесуэлы, которая обычно немного дешевле Brent, упала до 54,03 доллара за баррель в декабре 2014 года против средней цены на уровне 88,42 доллара за баррель в целом в 2014 году.
По прогнозу Moody's, перевод которого приводит ТАСС, в результате такого падения нефти дефицит счета текущих операций Венесуэлы окажется на уровне двух процентов ВВП в 2015 году. Такого дефицита счета текущих операций Венесуэлы не было с 1998 года. Кроме того, еще одним фактором снижения рейтинга страны Moody's называет тот факт, что в случае дефолта Венесуэлы, по оценке аналитиков агентства, держатели долговых обязательств страны потеряют около 50 проц своих инвестиций.
Тем не менее, несмотря на снижение рейтинга, Moody's повысило прогноз по рейтингам Венесуэлы до "стабильного" с "негативного", объяснив это тем, что даже при более сильном падении цен на нефть потери держателей облигаций Венесуэлы окажутся на уровне, соответствующим уровню рейтинга не ниже Caa3.
Отметим, что заявление агентства было сделано на фоне появления в стране огромных очередей за товарами первой необходимости, которые распределяют по карточкам.
Нехватка товаров народного потребления привела к неожиданным последствиям в Венесуэле: люди стали занимать очереди, писать номер своей очереди на руках чернилами и проводить переклички. Из-за этого иногда возникают давки и потасовки, а стоять перед торговым центром, чтобы получить дефицитный товар по карточкам, приходится так долго, что людям зачастую приходится проводить там день и ночь. Власти штата Яракуй даже издали указ о запрете ночевать в очередях в торговые центры, пишет Reuters.
Венесуэла страдает от хронической нехватки товаров, начиная от подгузников и заканчивая мукой. В столице страны, Каракасе, по рассказам иностранных журналистов, ситуация не такая острая, но в провинции все гораздо хуже: людям приходится часами простаивать в очередях, чтобы купить дефицитные товары.
Но в течение последних нескольких дней ситуация со снабжением в Венесуэле обострилась еще сильнее: стали образовываться огромные очереди за такими товарами, как молоко, сахар, лекарства. Люди занимали места с рассвета, а иногда с вечера предыдущего дня.
Против политики распределения дефицитных продуктов начали активно протестовать радикалы. В субботу, 10 января, неизвестные бросили взрывное устройство в здание государственной телефонной компании в юго-восточном городе Пуэрто-Ордас. Активисты сожгли восемь машин. А в Сан-Кристобаль шесть человек в масках бросили бутылку с зажигательной смесью в припаркованный автобус. По меньшей мере дюжина радикалов, осуждающих социалистический курс, были арестованы в Венесуэле на выходных.
"В начале этого года олигархия пытается загнать нас в засаду, но мы не сдадимся", - сказал президент Николас Мадуро об этих инцидентах.
Власти объясняют нехватку происками оппозиции, которая якобы "захватывает" продукты и товары и уничтожает их, чтобы свергнуть правительство. Противники власти, представители бизнес-сообщества и эксперты говорят о том, что это результат недальновидной политики государства по контролю цен, а также ограничению оборота иностранной валюты.
В 2012 году в стране вступил в силу "закон о справедливых ценах", направленный на борьбу с "безумием капиталистической спекуляции". В качестве первого шага на пути его применения власти заморозили цены на товары первой необходимости, в числе которых оказались рис, мука, молоко, минеральная вода, соки, шампунь, туалетная бумага, памперсы, прокладки и дезодоранты. Было также обещано, что постепенно список товаров со "справедливыми" ценами будет увеличиваться.
Кроме того, в прошлом году венесуэльские власти девальвировали национальную денежную единицу и ужесточили контроль над выделением валюты для импортеров. В результате индекс дефицита товаров первой необходимости за два месяца превысил 20%. Дефицит товаров первой необходимости и основных продуктов питания, давно существующий в ставшей на путь социализма Венесуэле, только усугубился.