В мемуарах высокопоставленный дипломат пишет о том, как он, будучи 18-летним хиппи, помог своему кузену Томасу и его друзьям бежать из ГДР. При этом для организации побега ему пришлось подделать немецкие паспорта.
По словам фон Фрича, подделка паспортов оказалась самой сложной частью побега. Для этого заговорщикам пришлось воспользоваться документами друзей, у которых был подходящий возраст и рост.
Затем в паспортах нужно было заменить фотографии и проставить печати. Здесь больше всего сил и времени ушло на подделку штампа о въезде на территорию Болгарии - он был двухцветный, с множеством мелких деталей.
Перепробовав множество способов, фон Фрич пришел к выводу, что лучше всего печати получаются с использованием ластика. "Я изрезал едва ли не тонну таких ластиков, пока не достиг нужного уровня мастерства. В итоге я мог полностью подделать паспорт за восемь часов", - рассказал дипломат в интервью "Огоньку".
Несмотря на это, побег удался не сразу. За день до мероприятия выяснилось, что цвет оригинальных болгарских штампов изменился. Таким образом, три фальшивых паспорта, заготовленные для беглецов, оказались бесполезными. На изготовку новых документов ушло две недели.
К этому времени выяснилось, что болгарская печать содержала еще один хитрый нюанс, незнание которого могло погубить всю операцию. Дело в том, что в штампе использовалась специальная флуоресцентная краска, которая проявлялась под светом ультрафиолетовой лампы. Достать такую краску самостоятельно было невозможно. Однако организаторы побега додумались извлечь ее из фломастеров. После этого побег удался. Фон Фрич и его родственник встретились на территории Болгарии, куда гражданам ГДР можно было въезжать вполне легально, а оттуда отправились в Турцию, чтобы через Кипр перебраться в Грецию, а затем в ФРГ.
Подделка документов - уголовное преступление, напоминает "Независимая газета". Впрочем, срок давности за совершенное фон Фричем преступление давно истек.
В интервью журналистам посол пояснил свой поступок так: ему пришлось выбирать - совершить правонарушение, подделав документы, или нарушить моральный долг, отказав в помощи родственнику? "Я счел, что во втором случае проступок будет значительно тяжелее", - пояснил посол.