"Основная цель консультаций, которые прорабатываются и возможны, заключаются в том, чтобы попытаться усилить режим прекращения огня, снизить военные риски, договориться об укреплении конкретных мер доверия", - цитирует Захарову "Интерфакс".
О том, что готовится встреча, на которой будет обсуждаться карабахское урегулирование, ранее говорил замглавы МИД РФ Григорий Карасин. О ней говорилось также в заявлении, с которым выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ 12 мая.
Минская группа ОБСЕ надеется укрепить режим прекращения огня
"В свете недавней вспышки насилия и необходимости срочного снижения напряженности вдоль линии соприкосновения мы считаем, что настало время для встречи президентов Армении и Азербайджана. Наши министры иностранных дел готовы содействовать в организации этой встречи на следующей неделе в Вене", - говорится в заявлении, которое приводит ТАСС.
По мнению сопредседателей, такая встреча необходима, чтобы "укрепить режим прекращения огня и прийти к согласию в отношении мер упрочения доверия", а это, в свою очередь, "создаст благоприятные условия для возобновления переговоров по всеобъемлющему урегулированию конфликта на основе элементов и принципов, которые находятся в стадии обсуждения".
Посредники заверили, что "остаются полностью приверженными делу достижения прочного урегулирования нагорно-карабахского конфликта". "Не может быть никакого успеха на переговорах, если насилие продолжается, и не может быть мира без переговорного процесса, - говорится в заявлении. - Мы подтверждаем, что не существует военного решения конфликта".
Пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении, вице-спикер армянского парламента Эдуард Шармазанов заявил агентству "АрмИнфо", что лексика посредников созвучна позиции президента Армении Сержа Саргсяна, который подчеркивал "необходимость создания мер доверия в зоне конфликта и укрепления режима перемирия с целью исключения дальнейшей милитаристской агрессии Баку и продолжения переговоров".
В Кремле приветствуют любые шаги по деэскалации конфликта
Москва приветствует любые шаги по деэскалации конфликта в непризнанном Нагорном Карабахе, а также возврату Баку и Еревана к диалогу для поиска компромисса, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, знает ли Кремль о планируемой встрече президентов, участвовал ли в ее организации и приветствовал бы факт такой встречи.
"Безусловно, в Москве приветствуют любые шаги, которые имели бы своей целью деэскалацию напряженности в районе конфликта и возврат к диалогу с целью поисков варианта политического урегулирования", - сказал Песков (цитата по РИА "Новости").
Эксперты не ждут от встречи многого: обмен мнениями, максимум - откат к политическому процессу до апрельской эскалации
Руководитель центра "Средиземноморье - Черноморье" Института Европы РАН Алла Язькова считает, что ни одна из сторон конфликта не хочет возобновления столкновений и потому возникла необходимость во встрече президентов.
"Скорее всего, будет принято решение закрепиться на достигнутом, раз Азербайджан сумел продвинуться в освобождении своих районов, оккупированных армянской армией, и стоит ожидать поиска новых точек соприкосновения. Маловероятно, чтобы в этот раз стороны разошлись без какого-либо решения, ведь война не нужна сегодня ни Азербайджану, ни Армении", - заявила Языкова сайту "Вестник Кавказа".
Директор Института Кавказа Александр Искандарян заявил, что результатом этой встречи может быть попытка возобновить политический процесс, который шел до апрельской эскалации. "Других результатов, более серьезных, ожидать, мне кажется, нереалистично. Максимум, чего можно добиться сейчас, - это возобновления переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ и попытки перехода к обсуждению вариантов выхода из той довольно острой ситуации, в которой оказались стороны конфликта", - отметил он.
По словам политолога Ровшана Ибрагимова, переговорный процесс будет, скорее всего, возобновлен в совершенно новом формате, с учетом изменившейся ситуации после апрельских боев за Карабах. "Вопрос в том, насколько обе стороны готовы к тому, чтобы воспринять эту реальность. Прежде всего это касается армянской стороны, которая до этого категорически заявляла, что никакие переговорные процессы они не будут возобновлять, поскольку Азербайджан изменил ситуацию, освободив ряд территорий вокруг Нагорного Карабаха", - пояснил он.
Именно неготовность Еревана к переговорам в новых условиях и ставит под сомнение встречу президентов на следующей неделе, считает политолог. "Если она и произойдет, то будет только первым шагом и лишь обменом мнениями после последних событий. Что-то новое начнется появляться на переговорах не в этот раунд, а в течение последующего ряда продолжительных встреч при помощи посредников Минской группы ОБСЕ, которые должны быть готовы к тому, чтобы интенсифицировать процесс", - пояснил Ровшан Ибрагимов.
"На данный момент США заняты процессом своих президентских выборов, поэтому ожидать активности от Америки не стоит, ведь там скоро поменяется весь истеблишмент. Позиция России понятна, она намерена в первую очередь предотвратить дальнейшие возможные военные действия. Франция довольно пассивна и скорее исходит из позиций России и Америки", - добавил политолог.
Ситуация в непризнанной республике на границе Азербайджана и Армении резко обострилась в ночь на 2 апреля, обе стороны сообщили о массированных обстрелах и жертвах. Ереван также заявил о сбитом азербайджанском вертолете, но в Баку эти данные опровергли. 5 апреля министерства обороны Азербайджана и Армении заявили о прекращении огня. С тех пор стороны неоднократно обменивались взаимными обвинениями в обстрелах территории.
После апрельской войны переговоры между Ереваном и Баку прекратились. 9 мая военная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по факту гибели азербайджанских военнослужащих "в результате армянской провокации, совершенной 2-5 апреля на линии соприкосновения войск", а 11 мая Азербайджан обвинил армянских военных в использовании запрещенных снарядов с белым фосфором.
Армянская сторона заявила, что переговоры могут быть начаты в случае обеспечения гарантий по исключению военной агрессии со стороны Азербайджана, а также внедрения механизмов по расследованию приграничных инцидентов, чему противится Баку и на чем настаивают минские посредники.