В ходе следствия они также сообщили катарцам, что взрывное устройство, которое они подложили под джип Яндарбиева, было нелегально переправлено в Катар после того, как его прислали из Москвы в Саудовскую Аравию в мешке с дипломатической почтой.
- Эти показания агенты спецслужб могли дать под пытками
- Москва угрожает послать спецназ для проведения операции в по освобождению агентов
Катар обещает предать россиян суду, но Россия требует их освобождения и оказывает сильнейшее давление, пишет издание.
Это не удивительно, ведь такой суд поставит Москву в затруднительное положение, если выяснится, что ее агенты действительно получили задание убить Яндарбиева. Но еще более неприятными для Кремля являются показания о доставке взрывного устройства из России в Катар по дипломатическим каналам. Если эта информация подтвердится на суде, то призывы России к совместным действиям мирового сообщества в борьбе с чеченским терроризмом будут сильно скомпрометированы, пишет The Times.
Свои показания сотрудники российских спецслужб могли дать под пытками
Между тем, в распоряжении российских СМИ и информационных агентств оказался документ Министерства иностранных дел РФ якобы с отчетом сотрудника консульского отдела российского посольства в Дохе о посещении задержанных россиян. В нем речь идет о пытках, применяемых в Катаре к гражданам России.
Россиян содержат в тяжелых условиях - они все время сидят в камере, на прогулки их не выводят. Переданные российскими дипломатами газеты им вручены не были. Ничего из составленного списка необходимых вещей не предоставлено.
Первые три дня им не давали спать, постоянно выводили на допросы, кода отключались, били, и заставляли очнуться. На допросах били, стараясь не оставлять следов от побоев, говорится в документе.
У одного из задержанных была повреждена нога - катарцы заставляли подолгу на ней стоять. Дважды на них натравливали собак, российский дипломат, посещавший задержанных в тюрьме, увидел у них на ногах синяки и следы повреждений.
Применение инъекций задержанные не помнят, при этом подтверждают, что периодически, особенно после того, как им трое суток не давали спать, они "вырубилась", себя абсолютно не контролировали, и ничего об этом периоде сказать не могут.
Один из "сотрудников спецслужб" испытывает боли в области локтевого сустава, однако не помнит, при каких обстоятельствах и каким образом он был поврежден.
Им "навешивали на тело какие-то металлические предметы и проводили через рамку, при этом испытывали ощущения какого-то высасывания".
Катарцы угрожают выколоть глаза и выбить им зубы, часами держат в туго затянутых наручниках. При этом говорили: "Мы знаем, что вас специально готовили. Теперь посмотрим, какие вы крепкие".
Их предупредили, что если они откажутся от своих показаний, то пытки возобновятся.
У одного из задержанных россиян 20-21 февраля 2004 года был сердечный приступ. "В медицинской помощи ему было отказано. С учетом повышения среднесуточной температуры (днем до 40 градусов) в камере жарко и душно. Имеющийся кондиционер уже 10-14 дней не работает", - говорится в отчете.
Сотрудника консульского отдела при посещении заставили пройти через специальную рамку, обыскали, заставили вытащить все из карманов, снять обувь, поясной ремень и обручальное кольцо.
Кремль пригрозил послать спецназ для проведения операции в Дохе по освобождению своих агентов
Кремль отчаянно стремится не допустить суда, и, как сообщает The Times, даже пригрозил послать спецназ для проведения операции по освобождению арестованных агентов и возвращению их в Россию.
Давление на Катар усилилось после того, как в аэропорту в Москве были арестованы два гражданина Катара, которые в данный момент содержаться в ФСБ.
Были арестованы Насер Ибрагим Саад аль-Мадхихики, чиновник, сопровождавший команду Катара по греко-римской борьбе, и Ибрагим Ахмад Насер Ахмад. Третий, Ибад Ахмедов, белорус, имеющий катарское гражданство, также был задержан в международном аэропорту "Шереметьево-2", но затем отпущен.
Российская сторона явно надеется обменять этих арестованных на агентов спецслужб, находящихся в Катаре, пишет газета. Катарцы выглядят озадаченными этой историей и отказались от дальнейших комментариев. Но, по словам западных дипломатов, власти полны решимости довести дело до суда.
Катарскую же сторону возмутило столь открытое убийство Зелимхана Яндарбиева, которого Россия обвиняет в организации захвата заложников в московском театре в октябре 2002 года, когда погибло около 120 заложников. Большинство из них погибло после начала штурма российским спецназом здания, где находилось около 800 заложников.
Яндарбиев короткое время был президентом Чечни в 1996 году, после гибели в результате взрыва Джохара Дудаева. Его также считают ключевой фигурой, стоявшей за вторжением чеченских повстанцев в Дагестан в 1999 году.
Накануне представитель российского МИДа отверг утверждения о росте напряженности между Россией и Катаром. "Я не слышал ни о каких угрозах", - заявил он The Times.
Пресс-секретарь ФСБ накануне отказался дать комментарии. Но в начале марта российский министр обороны Сергей Иванов дал понять, что Россия сделает все возможное для освобождения своих граждан.
Он заявил журналистам в Париже: "Государство использует все имеющиеся в его распоряжении средства для освобождения российских граждан, незаконно арестованных в Катаре".
Он не углублялся в подробности, но в октябре прошлого года он же заявил, что Москва будет наносить превентивные военные удары в случае "непосредственной угрозы" для российских граждан. Новый министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в среду, что позиция Москвы остается неизменной.
"Мы ждем от Катара адекватного ответа. Пока не получено никаких доказательств вины двух российских граждан", - подчеркнул он.
Некоторые российские СМИ высказывают предположение, что Яндарбиева убили с молчаливого согласия ЦРУ. Другие обвиняют ЦРУ в том, что оно сообщило разведке Катара о причастности России к убийству.
Дмитрий Рогозин, один из лидеров националистического блока "Родина" и заместитель спикера российского парламента, открыто призывает к применению военной силы, чтобы заставить Катар освободить российских агентов.