Как рассказал старший партнер американской юридической фирмы "Бейкер Боттс" Майкл Голдберг, победный для российской стороны исход дела позволяет надеяться, что юридические "засады" на министра устраиваться в США больше не будут.
Эпизод, о котором идет речь, произошел в конце апреля, когда Кудрин находился в Вашингтоне во главе российской делегации на сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка. Перед одним из его публичных выступлений ему сунули в руки на улице бумагу, оказавшуюся впоследствии уведомлением о вызове для дачи показаний. Министр благополучно довел визит до конца и вернулся в Москву, но при этом не пустил дела на самотек, а поручил разобраться с ним своим адвокатам, передает ИТАР-ТАСС.
Те изначально были убеждены, что речь шла о "рекламном трюке" представителей Ходорковского, призванном лишний раз напомнить о нем в Америке. Голдберг утверждал, что эта попытка "злоупотребить возможностями американского суда" была заведомо обречена на провал. Так оно в итоге и получилось.
По словам юриста, суд запросил разъяснений у госдепартамента США. Тот, как и следовало ожидать, подтвердил наличие у российского министра дипломатического иммунитета. В этих условиях истцы заявили, что отзывают свое ходатайство о его вызове для дачи свидетельских показаний. Но суд этим не удовольствовался, а полностью отменил собственное прежнее постановление, на основании которого этот вызов был выписан и вручен.
На вопрос о том, возможно ли повторение такой же истории в будущем, Голдберг ответил, что позиция госдепартамента была совершенно недвусмысленна. Как и положено по нормам международного права, дипломатическое ведомство потребовало оставить российского министра в покое.
"Мы со своей стороны дали ясно понять, что если они хотя бы попытаются сделать нечто подобное, то подвергнутся санкциям, - заявил адвокат, имея в виду своих оппонентов. - И их представитель заверил, что они не станут пытаться вновь тревожить г-на Кудрина, когда он снова приедет в нашу страну в конце нынешнего месяца".
Будет ли выполнено это заверение, покажет время. Нынешнее судебное поражение - уже третье для "рекламно-юридической команды" Ходорковского, как ее называет Голдберг, но прекращения спора она явно не желает. "Это просто позор", - сказал по поводу ее действий адвокат российского министра.
12 миноритарных акционеров - владельцев ADR ЮКОСа - в октябре подали в суд Вашингтона иск, в котором обвинили Российскую Федерацию, ОАО" Газпром", ОАО "Роснефть", ООО "Газпромнефть", ОАО "Роснефтегаз", ООО "Байкалфинансгруп", а также ряд российских чиновников в незаконном отъеме собственности без возмещения нанесенного ущерба.
Как считалось, ответчиками могут стать и конкретные люди - руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев, его заместитель Игорь Сечин, министр финансов Алексей Кудрин, президент "Роснефти" Сергей Богданчиков и его заместитель Николай Борисенко, предправления "Газпрома" Алексей Миллер и члены его совета директоров Фарит Газизуллин и Игорь Юсуфов.
Один из истцов - Ричард Аллен (у него 1900 ADR ЮКОСа) - бывший советник по внешней политике президентов США Ричарда Никсона и Рональда Рейгана. Он решил участвовать в иске, чтобы "вернуть деньги и потребовать возместить ущерб". "Мы хотим получить правосудие, которое невозможно в России, - заявил он "Ведомостям". - Инвесторам лгали, что компания не будет национализирована. Рейган любил говорить: "Доверяй, но проверяй", - и мы решили проверить".
"Газпром" в ответ на эти претензии заявил, что акционеры ЮКОСа должны были самостоятельно оценивать "риски", приобретая бумаги этой компании. А "Роснефть" не согласна с претензиями в свой адрес, поскольку "Юганскнефтегаз" был приобретен в соответствии с российским законодательством". По мнению "Роснефти" ответчиком в суде должен выступать менеджмент ЮКОСа, а не российское правительство.
Ряд СМИ сообщал, что работа адвокатов миноритариев ЮКОСа оплачивается Group Menatep, крупнейшим акционером ЮКОСа. Однако Тим Осборн, управляющий директор Group Menatep, заявил, что Menatep не имеет никакого отношения к данному иску.
Томас Джонсон, адвокат конторы Covington and Burling в Вашингтоне, представляющий истцов, выражал надежду, что иск создаст прецедент привлечения российского правительства и руководства российской нефтяной промышленности к ответственности за нарушение прав американских акционеров, находящихся под защитой американских законов о ценных бумагах.
Предыдущая попытка защитить акционеров своей компании с помощью американского правосудия была для ЮКОСа неудачной. Компания пыталась подать иск о банкротстве в суд Хьюстона, однако тот решил, что юрисдикция США не распространяется на дело ЮКОСа.