По сравнению с маем добыча упала на 120 тысяч баррелей в сутки. Поставки нефти морским транспортом снизились еще значительнее - на 450 тысяч б/с, составив до 530 тысяч б/с, хотя запасы нефти в Иране, по оценке агентства, увеличились.
До мая 2018 года, когда США вышли из иранской ядерной сделки и возобновили санкции против Ирана, Тегеран в среднем экспортировал 2,6 млн баррелей в сутки.
В мае 2019 года перестали действовать исключения из антииранских санкций, которые США сделали для некоторых стран. После этого, по оценке МЭА, закупки Турции упали с 70 до 30 тысяч б/с, а Китая - со 100 до 40 тысяч б/с. "Если не считать закупок, сделанных Сирией, которой не было выдано освобождение от санкций, все остальные июньские поставки нефти обозначаются "неизвестными" направлениями", - отмечает МЭА.
Два крупнейших покупателя иранской нефти - Китай и Индия, по всей видимости, повернулись к другим источникам поставок. Саудовская Аравия, Ирак и Россия увеличили продажи в Китай, в то время как Индия наращивает закупки из США и ОАЭ. Так, если в январе Саудовская Аравия поставляла в Китай около 200 тысяч б/с, то в июне поставки выросли до примерно 600 тысяч б/с.
Между тем Соединенные Штаты решили пока не вводить санкции против министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа с целью оставить "открытой дверь" для дипломатии. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. По словам одного из них, госсекретарь США Майк Помпео выступил против того, чтобы вносить Зарифа в санкционный список "на данный момент".
Reuters замечает, что на следующей неделе Зариф, как ожидается, примет участие в совещании в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке на уровне министров иностранных дел. Вашингтону для этого придется выдать визу Зарифу, что является еще одним признаком того, что США пока отказываются вносить его в санкционный список.
Ранее министр финансов Стивен Мнучин объявил, что Зариф вскоре будет внесен в черный список. Источники агентства отмечают, что внесение в санкционный список главного переговорщика Ирана было бы нелогичным, поскольку оно могло бы воспрепятствовать любым усилиям Вашингтона по использованию дипломатии для урегулирования его разногласий с Тегераном по поводу ядерной программы и других проблем.
В то же время представители американской администрации высокого ранга пришли к согласию в вопросе о том, что импорт Китаем более 1 миллиона баррелей нефти из Ирана являлся нарушением нефтяных санкций против Тегерана, однако пока думают над тем, какой ответ на это может дать Вашингтон. Как сообщает газета Politico, в американской администрации активно призывают к введению санкций против китайских компаний, приобретающих иранскую нефть.
По сведениям издания, в правительстве США опасаются, что действия Китая могут подорвать позицию Вашингтона, утверждающего, что американская политика санкций в отношении Ирана работает. Одновременно с этим усиления давления на Китай в этом вопросе требуют от президента США Дональда Трампа и американские законодатели из числа республиканцев. В то же время введение подобных ограничений может осложнить ход и без того непростых торговых переговоров между двумя странами.