О решении Китая пока не предоставлять миллиардный кредит сообщило агентство Bloomberg, ссылаясь на документы монгольского правительства. Пекин намерен отложить выдачу средств до тех пор, пока Улан-Батор не достигнет компромисса с Москвой. Представители Министерства иностранных дел Китая не дали агентству комментария по поводу Шурэнской ГЭС.
В то же время директор проекта строительства гидроэлектростанции Одхуу Дурзээгийн отметил, что если Монголии все же не удастся совершить кредитную сделку с КНР, то страна обратится с аналогичным запросом к Японии, Южной Корее и Норвегии. "Нам важно знать, являемся ли мы независимой страной или марионеткой России и Китая", - заявил Дурзээгийн.
По данным Bloomberg, Монголия планирует возвести 103-метровую плотину, способную генерировать 315 мегаватт возобновляемой энергии. Новая ГЭС обеспечит страну дополнительной электроэнергией в пиковые периоды, а также ослабит зависимость государства от России и угольной генерации, отмечает издание. Сейчас Монголия тратит на импорт российской электроэнергии более 25 млн долларов в год.
Ранее в Кремле дали понять, что проект строительства ГЭС на реке Селенга угрожает экобезопасности Байкала и требует обсуждения между Россией и Монголией. "Проект действительно может иметь негативные последствия для Байкала, с нашей точки зрения", - цитирует Bloomberg слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Представитель Кремля добавил, что Россия надеется, что сторонам в ходе двусторонних контактов удастся найти взаимовыгодные решения.
Тему строительства Шурэнской ГЭС затронул также сам президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с председателем КНР Си Цзиньпином и главой Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем, состоявшейся 23 июня. "Отношение России и международных природоохранных организаций к этому проекту известно: его реализация может порождать определенные риски для водоснабжения нашей Иркутской области и уникальной экологии Байкала. Селенга - главный приток озера Байкал", - заявил тогда российский лидер, выступление которого опубликовано на сайте Кремля.
При этом Путин отметил, что проблему энергодефицита Монголии можно решать разными средствами. Так, "российские станции могли бы увеличить подачу вырабатываемого ими электричества в северные районы Монголии", заявил президент РФ.
Говоря о рисках для водоснабжения Иркутской области, глава государства имел в виду вытекающую из Байкала Ангару, на которой стоит каскад ключевых для Восточной Сибири ГЭС "Иркутскэнерго" (Иркутская, Братская и Усть-Илимская) и Богучанская ГЭС "РусГидро" и "Русала". В "РусГидро" между тем не считают, что строительство гидротехнических сооружений на Селенге повлияет на работу Богучанской ГЭС, сообщает "Коммерсант".
В свою очередь власти Монголии в мае этого года заверили, что не будут предпринимать действий, которые могут негативно повлиять на экосистему озера Байкал. Улан-Батор пообещал провести открытые консультации по оценке воздействия на окружающую среду проекта строительства Шурэнской ГЭС.
Тем не менее в Минприроды РФ "Коммерсанту" сообщили, что Монголия не провела оценку воздействия строительства ГЭС на окружающую среду. "По договору о трансграничном сотрудничестве, партнеры должны согласовывать с нами строительство объекта. Те документы, которые были предоставлены (техзадание региональной экологической оценки, оценка экологического и социального воздействия), вызывают множество вопросов. Мы хотим привлечь к обсуждению международное сообщество, в частности Всемирный банк и ЮНЕСКО", - заявили в министерстве.
Улан-Батор с 2011 года рассматривает проект Шурэнской ГЭС. Тогда из-за развития горнодобывающего сектора Монголия прогнозировала энергодефицит. Теперь также рассматривается возможность строительства каскада ГЭС на притоках Селенги Эгийн-Голе и Орхоне.