Российские перебежчики из ФСБ пожаловались в Newsweek на предательство американских разведслужб
Reuters
Бывшие сотрудники российской Федеральной службы безопасности Алексей Артамонов и его супруга, переметнувшиеся в 2008 году на сторону американских разведслужб, сменившие имена на Ян и Виктория Ньюмен и успешно работавшие пять лет на США, рассказали европейской версии журнала Newsweek, как ФБР, ЦРУ и Министерство внутренней безопасности бросили их на произвол судьбы и отказались помогать, когда им угрожала депортация в Россию, сообщает сайт InoPressa. Супругам удалось добиться получения политического убежища только с помощью юристов.

Бежать из России Алексея Артамонова, по его утверждению, побудила встреча с неким партнером сомнительного банка, который пояснил, что на него ополчилась мафия и ее сподвижники в правительстве: он слишком много узнал об их двойной игре и об их алчности.

Партнер, по словам офицера, предложил три выхода: застрелиться, подождать, пока кто-то сделает это вместо него, либо бежать из страны. Супруга Артамонова, которая окончила ту же академию ФСБ, была специалистом по решению проблем и говорила на пяти языках, проработала детали побега.

"Ян позвонил двум друзьям, высокопоставленным сотрудникам ФСБ, и известил их о своих планах бегства. Один из них позднее передал ему досье о коррумпированных чиновниках на Лубянской площади, в штаб-квартире ФСБ. Ян также скачал электронный файл о нескольких банках, аффилированных с правительством: редкий шанс увидеть изнанку криминального мира финансовых воротил, мафиози и сотрудников ФСБ", - говорится в статье.

Ньюмены вылетели в Доминиканскую Республику, 29 мая 2008 года пришли в посольство США в Санто-Доминго и попросили, чтобы их выслушал человек, отвечающий за безопасность. Их, как пишет журнал, "с распростертыми объятиями" приняло ЦРУ - сотрудник ЦРУ, работающий под дипломатическим прикрытием.

Супруги добровольно решили стать перебежчиками, пообещали поделиться государственными тайнами в обмен на новые паспорта, разрешение на работу и жилье. По неясным причинам ЦРУ не включило их в программу защиты свидетелей (PL-110), обеспечивающую помощь перебежчикам и членам их семей.

Они работали на ФБР в течение пяти лет и стали, по утверждению журнала, "первыми перебежчиками из российских спецслужб, которые публично пожаловались, что разведслужбы США бросили их на произвол судьбы в Америке, а потом отказались помогать, когда им угрожала депортация в Россию, где их наверняка ждала тюрьма".

В США они взяли фамилию Ньюмены и новые имена - Ян и Виктория. Первое имя Яна - Алексей Юрьевич Артамонов, Виктория отказалась сообщать свое русское имя. В 2016 году она родила их первого ребенка, он имеет американское гражданство, но появился на свет под вымышленным именем. ФБР отказалось комментировать утверждения Ньюменов, заявив, что не подтверждает личность своих информаторов.

Они утверждают, что их предали. "Мы укрепили безопасность этой страны. А все обещания были нарушены. Это наносит колоссальный урон репутации США", - сказал Ян Ньюмен.

Перебежчики раскрыли ЦРУ имена коррумпированного начальства в ФСБ: трех генералов и множество полковников

9 июня 2008 года сотрудники ЦРУ начали задавать им вопросы, в том числе о том, почему Ньюмены бежали из России. "Ян признал, что в ФСБ его последнее задание состояло в том, чтобы расследовать отмывание денег и другую коррупцию в финансовых учреждениях Москвы; он получал хорошую зарплату от государства, а также клал в карман откаты, поступавшие от коррумпированных банкиров и их партнеров-мафиози, все это одобрялось его начальством. Позднее он обрел статус резервиста в ФСБ и сделался заместителем начальника службы безопасности в московском банке "Кредитимпекс", который отчасти функционировал как операция по отмыванию денег для той же касты преступников. В период с 2005-го по 2008 год Ян научился, как уложить миллион долларов в мешок по одной пачке. В коррумпированное братство он вступил добровольно, но его пытливый характер (он стал копаться в левых сделках некоего партнера банка) заставил его уйти", - говорится в статье.

ФСБ через официального представителя сообщило Newsweek, что Ян - предатель и подозреваемый в воровстве, что его вызывали для допроса о пропаже примерно 1,5 млн евро из "Кредитимпекса", но он не явился. Ян отрицает обвинения, заявляя, что они призваны его дискредитировать.

На следующий день Ньюмены позвонили знакомому в Москву и узнали, что на них охотятся ФСБ и ее компаньоны-мафиози. Ян говорит, что ЦРУ позднее подтвердило факт их преследования. Там посоветовали им оставлять ложные следы для тех, кто их разыскивает.

Сотрудник контрразведки из штаб-квартиры ЦРУ спросил их, знают ли они американцев-"кротов" в Лэнгли или других разведслужбах. К тому времени Ньюмены раскрыли ЦРУ ряд секретов, в том числе имена коррумпированных высокопоставленных офицеров ФСБ, в частности, трех генералов и множества полковников.

Об американцах-изменниках Ньюмены ничего не знали. Тогда человек из штаб-квартиры ЦРУ предложил супругам вернуться в Россию и тайно работать на США оттуда, но они отказались.

Артамонов не стал сдавать друзей из ФСБ, ненавидевших расцвет коррупции при Путине

16 июля Ньюменов отправили в Пуэрто-Рико. Резидент ЦРУ вручил им удостоверения личности Доминиканской Республики с новыми именами "Андрей Павел Богдан и Мария Богдан". Местом их рождения значился Белград.

В Сан-Хуане их посадили в самолет ФБР и доставили в Ричмонд, штат Вирджиния. Сотрудники ФБР позвонили в штаб-квартиру и проконсультировались, какие паспорта Ньюменов предъявить на границе - подлинные российские или доминиканские на фамилию Богдан.

"До сих пор неясно почему, но агенты ФБР передали таможенникам их российские паспорта с их подлинными именами. Таможня разрешила супругам въехать в США "под гуманитарное честное слово" - это особый принцип въезда для иностранцев, которые оказывают США существенную помощь", - говорится в статье.

Сотрудники ФБР и ЦРУ несколько месяцев расспрашивали супругов о контрразведке, отмывании денег и организованной преступности.

Ян заявил ЦРУ, что разоблачит коррумпированных офицеров ФСБ и СВР, а также их сеть нечестных банкиров и партнеров-мафиози в России и за ее пределами. Но он заявил Newsweek, что отказался предать своих друзей в спецслужбе. Многие их них ненавидели правительственную коррупцию и ее эскалацию при президенте Владимире Путине. Ян полагает, что его нежелание разоблачать российских разведчиков-патриотов уменьшило его шансы попасть в программу PL-110", - говорится в статье.

По словам автора, некоторые сотрудники ФБР пытались перехватить у ЦРУ контроль над Ньюменами, а некоторые сотрудники ЦРУ, видимо, были недовольны этим.

ФБР не продлило Ньюменам контракты. Добиться права остаться в США супругам помогли адвокаты

Ян Ньюмен сообщил ФБР, что однажды обеспечивал безопасность на встрече Вячеслава Иванькова (Япончика) с партнерами "Кредитимпекса" в "Тайском слоне", ресторане в центре Москвы, где позднее Иваньков был убит. Ян также рассказал агентам, как представители банков в России отмывали откаты от мафиози и платили офицерам ФСБ за сообщения, что они становятся фигурантами расследований госорганов. Ньюмены также пояснили, как шпионы из СВР внедряются в американские частные компании.

Ньюмены были готовы помогать США и надеялись, что ЦРУ направит их на работу в Европу, но ФБР не без нажима уговорило их стать его информаторами. "Виктория помогла ФБР отыскать нескольких людей, связанных с "Кредитимпексом", все они жили в Пенсильвании и соседних штатах. Ян помог управлению разгадать шифрованный язык мафиози, которых оно прослушивало. Позднее супруги узнали, что их вклад помог ФБР разоблачить крупную международную шайку контрабандистов", - говорится в статье.

26 ноября 2008 года они официально сменили имена в американском суде. Теперь они звались "Янош Джовен Ньюмен" и "Виктория Авиталь Ньюмен".

Их переселили в Портленд, штат Орегон. ФБР уверяло, что там они проведут не более года. Местные сотрудники ФБР тайно, без ведома штаб-квартиры, раздобыли им разрешения на работу. На основании этих документов Ньюмены получили водительские права, купили машину и оформили страховку, а также заключили брак.

"В начале 2010 года ФБР поручило Ньюменам первое задание под прикрытием. Они охотились на преступников, среди которых было много россиян - лиц, которые отмывали деньги через офшорные банки и рынок недвижимости США. Супруги выдавали себя за россиян-консультантов", - говорится в статье. ФБР сняло им офис в Портленде, и Ньюмены начали рекламную кампанию, чтобы завлечь злоумышленников в свой капкан.

"Они рассылали электронные письма в юридические фирмы России и многих европейских стран, предлагая посреднические услуги для клиентов, которым нужно отмыть деньги на офшорных счетах и создать компании в США", - говорится в статье.

В марте 2012 года супруги отправились на интервью в иммиграционную службу, чтобы получить политическое убежище в США. Но на интервью Яна неверно поняли. Он говорит, что, разъясняя свои обязанности в ФСБ, неправильно употреблял местоимение "мы", описывая жестокость ведомства, и сотрудник иммиграционной службы ошибочно заключил, что он пытал людей по приказам Москвы. Это стало основанием для отказа в политическом убежище.

В 2012 году ФБР не продлило контракты Ньюменов на работу. Документы для постоянного пребывания в США им так и не выдали. У супругов начались неприятности: необходимость искать временную работу, вынужденные долги. 11 июня 2013 года правительство США аннулировало временное право Ньюменов оставаться в США, предоставленное им по соображениям гуманности, после чего им угрожала депортация в Россию.

В 2014 году адвокаты Ньюменов известили ФБР, ЦРУ и Министерство внутренней безопасности, что Ян намерен подать на них в суд за мошенничество и незаконное взятие под стражу, так как они не сдержали своих обещаний и привезли его в США без его согласия.

После усилий, предпринятых адвокатами, 19 сентября 2016 года суд предоставил Виктории политическое убежище и устранил препятствия для дальнейшего проживания супругов в США.