Очередной этап переговоров по ядерной программе Исламской Республики между директором МАГАТЭ Юия Амано и представителями Ирана прошел в понедельник. Достижение соглашения, которое должно быть реализовано в трехмесячный срок, предоставляет инспекторам больший диапазон для действий.
Одним из важных договоренностей стало то, что с понедельника представители агентства смогут провести проверки на комбинате по изготовлению тяжелой воды в Араке и на урановом руднике в Гачине. Ранее эти объекты были недоступны для проведения полноценных инспекций, отмечает "Интерфакс".
Помимо этого, Тегеран должен "предоставить данные по расположению всех 16 площадок для строительства АЭС, а также в отношении всех исследовательских реакторов". Агентство также ожидает, что в течение оговоренного времени официальным Тегераном будут также сделаны "разъяснения по дополнительным обогатительным предприятиям и в отношении развития технологии лазерного обогащения урана", сообщает ИТАР-ТАСС.
Кроме того, стороны заключили, что соглашение позволит заложить "новый фундамент" взаимоотношений Исламской Республики и МАГАТЭ, и сотрудничество в ядерной сфере будет продолжено. Глава агентства также выразил надежду, что и впредь все вопросы с Ираном будут решаться через диалог.
Иран обвинил "неуемную" и "неосторожную" Францию в срыве переговоров
Между тем в воскресенье в Женеве безрезультатно завершились переговоры между Ираном и "шестеркой" (пять стран - постоянных членов ООН плюс Германия) по ядерной программе Тегерана. Примечательно, что в этот раз после десятилетий открытой вражды в отношении США, Израиля и Великобритании власти Ирана переключились на Францию, назвав ее виновницей срыва подписания соглашения, сообщает Financial Times.
На представителей Франции, в частности главу французского МИДа Лорана Фабиуса, накинулся, в первую очередь, верховный аятолла Али Хаменеи. На его странице в микроблоге в Twitter был опубликован следующий текст: "Французские власти в течение нескольких последних лет демонстрируют открытую враждебность в отношении иранского народа: это неумно и неосторожно. Мудрый человек и в особенности мудрый политик не станет превращать нейтральное государство в своего врага".
Возмущен высказываниями Фабиуса, который признался, что разногласия между Ираном и западными странами все еще слишком велики и что имеющийся черновик соглашения не устраивает Париж, оказался и его иранский коллега Мухаммед Джавад Зариф. Чиновник написал на своей странице в социальной сети Facebook, что "вероятность достижения соглашения была пять к одному, но возникла необходимость согласия всех участников переговоров, и, как вы слышали, у одной из делегаций возникли некоторые сложности...".
Вслед за этим о "неблагонадежности" Франции заявило агентство новостей Fars. Оно опубликовало на своем сайте статью под заголовком "Трудности переговоров в Женеве и французская лягушка с пистолетом", где сатирически высмеивалась милитаристская позиция французов. Вместе с тем газета Keyhan, официальный рупор аятоллы Хаменеи, даже сравнила Францию с Великобританией, которую Тегеран считает своим давним врагом, отмечает NEWSru Israel.
Франция нашла в соглашении "еще два-три пункта, которые вызывают трудности"
Тем временем министр внутренних дел Франции пояснил свою позицию в интервью французской радиостанции "Europe-1". По его словам, "мы близки к соглашению с Ираном, но мы его пока не достигли".
Дело в том, отмечает высокопоставленный чиновник, что "переговоры продолжаются, составлен и обсуждается текст документа, который приняли участники "шестерки", но остаются еще два-три пункта, которые вызывают трудности".
Так, Фабиус признал, что разногласия касаются строящегося иранского ядерного реактора "Арак", расположенного к юго-востоку от Тегерана, который, по мнению министра, будет способен производить достаточное количество плутония для создания нескольких ядерных боеприпасов в год.
"Мы считаем, что необходимо принять меры, чтобы этот реактор не был запущен, как это планируется, и не послужил бы для производства бомбы", - отметил он.
Помимо этого, французский министр сообщил о недоговоренностях по вопросу допустимого уровня обогащения урана в Иране.
В то же время, в отличие от иранских чиновников, в защиту французского министра высказалась Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Говоря о роли Парижа, она сказала: "Франция играет важную роль в "шестерке", и она играет ее сегодня, как и в любых переговорах, как коллеги из других стран".
"Шестерка" надеется достигнуть соглашения во время следующего раунда
Следующий раунд переговоров, как ожидается, состоится 20 ноября. Шансы на успех оценивают высоко практически все страны "шестерки", в том числе и Россия. Глава МИДа РФ Сергей Лавров, к примеру, считает, что сторонам удастся сформировать подходы для заключения совместного соглашения по иранской ядерной программе.
Такого же мнения придерживается и его коллега из Великобритании Уильям Хейг, который остается оптимистичным и предполагает, что "переговоры будут достаточно трудными, но соглашения можно достигнуть уже 20 ноября". "Я не могу предсказать точно, когда они завершатся, но переговорщики приложат все усилия, чтобы разрешить разногласия", - подчеркнул министр. Позитивно настроенные формулировки предпочел использовать и госсекретарь США Джон Керри. Как он заявил во время пресс-конференции в понедельник, "мы обязаны достигнуть оглашения при помощи дипломатии", передает Reuters.
Вместе с тем, по мнению президента Ирана Хасана Рухани, сам факт состоявшихся переговоров, а также их промежуточные результаты свидетельствуют о важности позиции Тегерана в решении региональных проблем. "Мир должен знать, что региональные проблемы невозможно решить без Ирана", - заявил он.