"Нужно остерегаться непредсказуемых последствий военного удара", - заявил глава Пентагона Леон Панетта, отвечая в Вашингтоне на вопросы журналистов. По его мнению, вооруженное вмешательство не заставит иранцев отказаться от их стремлений получить ядерное оружие. Максимум, чего удастся добиться, - отсрочки результата примерно года на три, передает его слова BBC.
Но что более важно, военная акция будет иметь серьезное воздействие на весь Ближний Восток, а также на силы США в регионе, подчеркнул министр обороны. Все это должно быть подвергнуто самой тщательной оценке.
Вместо оружия, по мнению Панетты, в данной ситуации нужно использовать другой нажим: "самые жесткие санкции - экономические и дипломатические". Это способно заставить Иран изменить поведение, верит он. На вопрос журналистов, что делать, если и самые жесткие санкции не помогут, он лишь ответил: "Надеюсь, до этого не дойдет".
Госдепартамент: у США к Ирану "двойственный подход"
Слухи о том, что США помогут Израилю ударить по Ирану и вообще как-либо поддержат эту акцию, опровергли и в Госдепартаменте. "Соединенные Штаты не стремятся к конфликту с Ираном, мы не стремимся к конфронтации с Ираном и мы, безусловно, не стремимся, чтобы кто-то применил силу", - заявила замгоссекретаря Венди Шерман в интервью радиостанции "Эхо Москвы".
По ее словам, в Вашингтоне считают необходимым применять к Ирану двойственный подход - санкции плюс диалог. "Мы хотим, чтобы Иран дал международному сообществу заверения, что их усилия направлены на мирные цели и что они не создают ядерное оружие, а такое подозрение существует в США и в международном сообществе. Иран должен дать ответ", - сказала Шерман.
Ранее на неделе глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что военная атака стала бы ошибкой, чреватой непредсказуемыми последствиями, а официальный представитель ведомства Александр Лукашевич уточнил, что она чревата не только региональными, но и глобальными последствиями.
В Минобороны РФ пугают экологической катастрофой
В российском Минобороны тем временем предупредили о другой опасности военной атаки - экологической. По мнению начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ Евгения Старкова, ракетные удары по иранским ядерным объектам несут серьезную угрозу не только мирному населению, но и экологии большого региона.
"Если Израиль или другие страны Запада действительно решатся нанести ракетно-авиационные удары по ядерным объектам Ирана, где якобы создается атомная бомба, это приведет к людским жертвам и радиационному заражению территории", - цитирует генерала "Российская газета".
Оценить тяжесть экологической катастрофы он заранее не берется - она будет зависеть от интенсивности атак по Ирану. Но Старков уверен, что даже при самом благоприятном развитии событий, когда удары не вызовут цепной ядерной реакции, заражения местности не избежать. "Как показала трагедия на японской станции "Фукусима", последствия могут быть самые непредсказуемые", - сказал он.
Единственное, что российские военные смогут пообещать, - это то, что в случае нанесения удара по Ирану имеющиеся у них силы и средства немедленно зафиксируют возможное заражение местности, заключил Старков.
"Защищая" иранский режим, Россия попала под огонь критики на Западе
Что касается новых жестких санкций против Ирана, то Москва считает призывы к ним контрпродуктивными и отмечает, что ядерная проблематика может использоваться как предлог для смены режима в Тегеране, пишет "Независимая газета". Самые примечательные цитаты по теме - на сайте "Заголовки.ru".
Западные СМИ при этом прямо называют Россию "союзницей Ирана". В этом контексте Американский республиканец Митт Ромни, кандидат в президенты США, в статье для The Wall Street Journal подверг резкой критике политику президента Барака Обамы. Ромни настаивает, что в обмен на перезагрузку отношений, уступки по евроПРО и новый Договор СНВ Обама должен был добиться от Москвы поддержки более жестких санкций против Тегерана.
Эксперт: У России к Ирану "циничный, мрачный интерес"
Любопытную точку зрения в связи с российской "поддержкой" Ирана высказал "Московскому комсомольцу" известный российский эксперт, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. "Россия, выступая против введения дополнительных санкций против Ирана, разумеется, права. Не потому, что это хорошо с моральных, цивилизационных, общечеловеческих точек зрения. Нет! Это циничный мрачный интерес страны, у которой, кроме интересов, нет ничего и быть не должно".
"У государств никаких союзов и союзников нет и не бывает, как нам демонстрируют те же Штаты. Никто, все вместе взятые - с Россией ли, без России ли, - не может остановить иранскую ядерную программу. Пытаться можно - но добиться ничего нельзя", - считает он.
Здесь стоит отметить, что Иран на днях предложил России, которая возвела там Бушерскую АЭС, построить еще пять атомных станций стоимостью почти 40 миллиардов долларов. Эту тему поднял на заседании правительства РФ премьер Владимир Путин. По словам главы "Росатома" Сергея Кириенко, тема сейчас прорабатывается и никаких нареканий у международного сообщества вызвать не может, сообщает "Газета.Ru".
Иными словами, Москва в принципе не возражает продолжить сотрудничество с Ираном в ядерной области, и недвусмысленно дала это понять на следующий же день после выхода доклада МАГАТЭ, где говорится, что в создании атомной бомбы Тегерану помог "иностранный эксперт" - согласно утечкам, российский ученый Вячеслав Даниленко.