Решение иранцев объявить именно в Москве о том, что формально они принимают "дополнительный протокол" МАГАТЭ о расширенных инспекциях, стало признанием особой роли России в напряженном диспуте, который продолжается несколько последних месяцев.
В то же время российско-иранские переговоры о постройке второй АЭС в Бушере, которые можно считать конкретным шагом Ирана навстречу России, противоречат требованиям администрации США, пишет издание.
Путин с самого начала защищал проект "Бушер-I", по которому Россия и Иран заключили сделку на 1 млрд долларов. Кроме того, эта АЭС мощностью 1000 МВт является символом по-прежнему сильного влияния России на Ближний Восток.
США настаивали на том, что все работы на объекте "Бушер-I" должны прекратиться, чтобы устранить риск ядерного распространения. В крайнем случае, указывала администрация, Россия должна пригрозить прекратить сотрудничество, чтобы оказать дополнительное давление на иранцев и принудить их согласиться на условия МАГАТЭ.
Однако Путин твердо стоял на своем, утверждая, что предоставляемая Ирану технология не может быть переориентирована на военные нужды. Вскоре стало ясно, что США не готовы превратить этот вопрос в камень преткновения в российско-американских отношениях. Россия публично заявила, что вопрос о Бушере обсуждать не намерена, однако призвала Тегеран подписать дополнительный протокол МАГАТЭ.
У России в кармане был козырь - собственный "дополнительный протокол", по которому все отработанное в Бушере топливо должно возвращаться в Россию для переработки и хранения. Российские чиновники неоднократно заявляли, что этот документ практически готов к подписанию, которое откладывается исключительно по техническим причинам. Это дало Ирану время согласиться на подписание условий МАГАТЭ.
На прошлой неделе чиновники дали понять, что договор о возвращении ядерного топлива вот-вот будет подписан, однако не подтвердили факт проведения переговоров о строительстве других ядерных объектов. Однако после последней российско-иранской встречи на высшем уровне стало ясно, что именно Россия получит право строить "Бушер-II", второй реактор мощностью 1000 МВт. Его возведение может быть завершено к 2010 году, оно обойдется Ирану в 1-2 млрд долларов.
Предполагается, что каждая партия топлива будет использоваться в иранских реакторах на протяжении трех лет, затем в течение пяти лет - остывать, и только после этого отправляться в Россию. Поставки ядерного топлива принесут России в течение 30-60 лет около 20-30 млн долларов.