Как сообщает NEWSru Israel, в интервью, которое Клинберг дал по поводу выхода своей книги он сказал: "Я не сожалею ни о чем, что было мной сделано, хотя и не горжусь этим. Если бы русские обратились ко мне сегодня, конечно же, я не согласился бы на них работать. Я сделал это, потому, что чувствовал, что это правильно – из-за "холодной войны".
А в одном из интервью дочь Клингберга Сильвия сказала: "Мой отец не был коммунистом, но он сочувственно относился к СССР. Кроме того, он относился к той группе ученых, которые полагали, что ни у кого в мире не должно быть монополии на оружие массового уничтожения. По его мнению, мир был возможен только при наличии военного баланса между двумя блоками, которые возглавляли США и СССР".
Сегодня, как и тогда, Клингберг не держит зла на СССР: "О русских у меня остались только хорошие воспоминания. Они очень помогли мне". Не в претензии он и к еврейскому государству: "Я не сержусь на Израиль, нет. Свое наказание я заслужил, хотя, возможно, не столь тяжелое. Я выплатил свой долг".
Книга воспоминаний Клингберга в настоящее время находится на утверждении у военного цензора в Израиле. В своей книге Клинберг пишет, что считает себя шпионом, но не изменником родины.
Биография
Маркус-Авраам Клинберг родился в 1918 году в Варшаве в религиозной семье. В 1935 году он становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. В 1939-м вынужден прервать учебу из-за Второй мировой войны. Клинберг, как и десятки тысяч евреев, бежит на Восток, спасаясь от нацистов на территории СССР. Его мать остается в Польше со своими престарелыми родителями, и позже погибает вместе со всей семьей.
Оказавшись в СССР, Клинберг пытается закончить медицинское образование в Минске, но в 1941 году начинается война и он уходит добровольцем в Красную армию. После тяжелого ранения возвращается в строй в качестве медицинского работника.
Некоторое время капитан Клинберг служит в медицинских частях. Затем его переводят в Москву, где он возобновляет учебу в мединституте и одновременно продолжает работать в военной медицине. На талантливого врача обращают внимание, его все чаще посылают в освобожденные от немцев города и села, где, то и дело, вспыхивают различные эпидемии. Вскоре за ним прочно закрепляется репутация блестящего эпидемиолога.
В 1945 году после окончания войны Клинберг едет в родную Варшаву, чтобы узнать, что произошло с его семьей. В столице Польши он познакомился с Вандой, которая становится его женой. Семья перебирается в Швецию, а позже в Израиль.
Его опыт и военное прошлое Клинберга помогает ему быстро поступить на службу в армию и сделать блестящую карьеру. В 1952 году он демобилизовался из армии в чине подполковника, после чего поступает на работу в новый научный институт, занимающийся вопросами эпидемиологии.
Институт в 1956 году становится секретным, известно лишь, что в нем шла напряженная работа в области вирусологии, токсикологии и эпидемиологии. Главой эпидемиологического отделения был Маркус Клинберг. Постепенно институт превратился в небольшой научный городок, где разрабатывались десятки собственных проектов, и выполнялись специальные заказы Пентагона.
Тогда-то в 1957 году и началась его история активного сотрудничества с советской разведкой. Причины, побудившие его на это, называют разные. Сам Клинберг несколько раз менял свою версию. На суде он заявил, что в 1957 году руководство института потребовало от него представить диплом о медицинском образовании. Документы находились в Минске и Москве, да и к тому же выяснилось, что Клинберг не доучился одного курса в институте. Тогда-то советская разведка и предоставила ему альтернативу: либо разоблачение и конец научной карьеры, либо сотрудничество. Позже Клинберг скажет, что он предложил такую версию на суде, чтобы казаться жертвой шантажа.
Так или иначе, но он начал поставлять сведения о всех научных программах института, которые он выполнял для вооруженных сил Израиля и по заказу Пентагона. Его работа продолжалась более 20 лет. Согласно информации, которая никогда не подтверждалась, но и не опровергались официально, в институте, где работал Клинберг, проводились работы по созданию химического и биологического оружия и его размещению в авиабомбах и ракетных боеголовках. Проводились работы по защите населения страны от химического и биологического нападения.
СССР, а значит, и арабские страны были в курсе того, каким химическим и биологическим оружием обладает Израиль, и от каких видов аналогичного оружия он разработал эффективную защиту. Это означало, что в течение десятилетий секретный институт фактически работал впустую, а плоды многолетних усилий были обесценены.
Материальный ущерб, нанесенный Клинбергом обороноспособности Израиля, был оценен в миллионы и миллионы долларов. Именно поэтому Клинберг и считается самым опасным шпионом за всю историю Израиля.
Интересно, что за 20 лет его шпионской деятельности контрразведка неоднократно пыталась уличить его в шпионаже, обнаруживая, что секретные данные оказываются в распоряжении СССР и его союзников. Однако Клинберг дважды совершенно спокойно проходил проверки на детекторе лжи и без труда выдержал другие проверки.
Решилась судьба Клинберга в 1983 году, когда после похищения и 10 дней постоянных допросов в спецслужбах Клинберг признался во всех своих преступлениях. Состоялся суд, и он был приговорен к пожизненному заключению, которое позже было заменено на 20-летний срок. Клинберг был освобожден лишь в 1998 году, когда суд, принял во внимание возраст и плохое здоровье заключенного, сообщает интернет-сайт Peoples.ru.
Сейчас Клинберг живет в Париже, где также проживают его дочь и внуки. Он получает пенсию полковника израильской армии. За свою шпионскую деятельность от СССР, по словам Клинберга, он не получил ни копейки, и уверяет, что всегда работал только за идею.