Муаммар Каддафи должен немедленно отдать власть и прекратить насилие против мирных жителей, заявил президент ЕС Херман Ван Ромпей по итогам чрезвычайного саммита, посвященного ливийской проблеме
The Council of the European Union
Муаммар Каддафи должен немедленно отдать власть и прекратить насилие против мирных жителей. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, заявил президент ЕС Херман ван Ромпей по итогам чрезвычайного саммита, посвященного ливийской проблеме. "Все ответственные за насилие должны быть готовы к серьезным последствиям", - заявил он. ЕС будет готов к любым мерам против режима Муаммара Каддафи при условии необходимой юридической базы.

Из его заявления также стало понятно, что Евросоюз признал своим законным партнером переходный Национальный совет. Напомним, первой из европейских стран накануне это сделала Франция.

"Режим повернулся против своих людей, которые отстаивают свою свободу. У проблемы есть имя - Каддафи. Он должен уйти. Это было единодушное решение Совета. Мы должны интенсифицировать наше давление, чтобы нынешний режим ушел", - сказал по итогам саммита председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.

- Обама: петля на шее Каддафи затягивается
- Режим Каддафи разрывает дипотношения с Францией

Из слов европейских лидеров следует, что на режим Каддафи будет оказываться не только политическое, но и экономическое давление, включая санкции. "Если мы увидим, что против населения Ливии продолжается абсолютно несправедливое применение силы, мы рассмотрим все возможные меры", - говорится в заявлении.

В целом события в регионе саммит ЕС назвал "арабской весной", волей "народов региона к свободе и демократии". "Этот исторический момент нельзя пропустить", - заявил Баррозу.

"Мы готовы оказывать гуманитарную поддержку, поддерживать демократические преобразования и создание демократических институтов в странах региона", - сказал Баррозу.

"Мы не должны переоценивать свою роль, будущее Ливии должен решать ее народ", - заключил однако президент ЕС.

Со своей стороны, ван Ромпай указал, что сам факт встречи лидеров 27 государств для обсуждения ливийского кризиса - "уже сам по себе сильный сигнал". За 10 лет это произошло только три раза - по причине войны в Грузии и Ираке и атаки 11 сентября, - подчеркнул ван Ромпей. При этом саммит ЕС принял решение созвать "в ближайшие недели" еще один, на этот раз трехсторонний саммит по Ливии с участием ЕС, Лиги арабских государств и Африканского союза.

Ранее на саммите возникли острые разногласия вокруг возможности военного вмешательства, в частности нанесения точечных ударов по военной инфраструктуре Ливии.

По информации из европейских источников, ряд стран ЕС не были готовы поддержать призыв Парижа и Лондона признать Переходный национальный совет как единственных законных представителей страны и оказать ему всемерную помощь.

"Еще вопрос, в какой степени ПНС говорит от имени народа Ливии", - заявил накануне министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Он также задался вопросом, что будет делать Запад, если начнет воздушную операцию, а она не увенчается успехом: "Что делать тогда? Вводить наземные силы? Мы не можем втягиваться в еще одну войну".

По имеющейся информации президент Франции Николя Саркози и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон не пытаются добиться от коллег по ЕС согласия на применение силы, они лишь пытаются достичь договоренности о начале подготовке сил ведущих европейских государств к нанесению ударов по Ливии.

Перед открытием саммита Саркози предельно осторожно сформулировал идею "точечных военных ударов", которые могут быть нанесены, "если этого захочет ООН и одобрит Лига арабских государств". Эти удары должны носить "исключительно оборонный характер" и могут быть применены лишь в случае начала режимом Каддафи "массированных авиабомбардировок мирного населения или применения химического оружия".

Как ранее заявил генсек НАТО, любая военная операция против Ливии, "которая должна осуществляться только на основании санкции СБ ООН", требует "значительных ресурсов и планирования". Именно этот этап хотят запустить Саркози и Кэмерон - их задача подготовить необходимые силы и средства, чтобы в случае необходимости предельно упростить и сократить процесс принятия решения о воздушных ударах, сделать его исключительно военной процедурой.

ЕС обсуждает закрытие воздушного пространства над Ливией

Сам Николя Саркози заявил в пятницу, что возможность закрытия воздушного пространства над Ливией остается на повестке дня обсуждений стран Евросоюза. Таким образом Саркози дал понять, что участники встречи не смогли достичь согласованной позиции по данному вопросу.

"Возможность закрытия воздушного пространства над Ливией остается на повестке дня", - сказал Саркози. По его словам, "необходимо рассматривать любые варианты действий в случае продолжения воздушных бомбардировок мирного населения".

Вместе с тем президент Франции подчеркнул, что любое решение военного характера по Ливии должно приниматься на основе мандата Совета Безопасности ООН. "Для каких-либо действий военного характера необходима соответствующая юридическая база - мандат ООН", - сказал Саркози.

Германия "крайне скептически" относится к идее военного вмешательства в Ливии. Об этом заявила, отвечая на вопросы журналистов по итогам экстренного саммита ЕС, канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Обама: петля на шее Каддафи затягивается

Петля на шее ливийского руководителя Муаммара Каддафи затягивается, а международные санкции и эмбарго на поставки оружия усугубляют изоляцию его режима. Такое мнение, как передает ИТАР-ТАСС, выразил президент США Барак Обама.

"В результате действий, предпринимаемых нами по всем направлениям, петля на шее Каддафи затягивается, - заявил он. - Усугубляется его международная изоляция, как посредством санкций, так и посредством эмбарго на поставки оружия".

Обама отметил, что для США желательной развязкой нынешнего кризиса в Ливии стал бы уход Каддафи. "Мы продолжим работать с международным сообществом, чтобы постараться добиться этого, - подчеркнул он. - Мы также будем проводить тесные консультации с оппозиционными группами".

По словам американского лидера, члены НАТО соберутся во вторник для того, чтобы обсудить возможность закрытия воздушного пространства над Ливией.