"Девочка находится вместе с остальными детьми ее отца в его доме в районе Шалах-ад-Дин, этот район находится под контролем боевиков, там ведутся боевые действия. Не работает мобильная и городская связь, мы пытаемся связаться с отцом, но пока безуспешно, поехать туда сейчас не можем", - сказали агентству в консульском отделе посольства России в Дамаске.
Ранее в понедельник уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сказал, что он "занимается этой ситуацией, держит под контролем, при возможности будут предприниматься действия по возврату девочки в Россию". Он также добавил, что "сегодня (в понедельник) консул постарается попасть в семью и посмотреть на месте, в каких условиях находится девочка". При этом он не забыл отметить, что в этом деле "есть еще и семейный вопрос".
По заявлению, сделанному в воскресенье руководителем фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Еленой Альшанской, Настя родилась в семье россиянки и сирийца. Ее мать умерла при родах, после чего воспитанием Насти занимались бабушка и отец, но в 2010 году сириец забрал девочку с собой на родину. Спустя два года российский суд заочно лишил его родительских прав, и официальным опекуном Насти была назначена бабушка. При этом ее отец до сих пор не дал согласия на возвращение дочери в Россию.
Этот "семейный вопрос", который остается нерешенным, и имел в виду Астахов. В ответ на претензии общественников, заявивших, что бабушка Насти не получила от него помощи, он ответил, что "разрешения МИДа и президента на выезд уполномоченного в Сирию получено не было в связи с войной", да и "выезду бабушки в Сирию никто не препятствует".
Вместе с тем нарушений сирийских законов в действиях отца девочки нет. Согласно законодательству страны, ребенок должен жить с отцом, который в настоящее время является ее единственным близким родственником, и нет никаких нормативных актов, которые позволили бы урегулировать этот вопрос. "Все в конечном итоге зависит от доброй воли отца", - сказали агентству РИА "Новости" в консульстве.
По данным активистов, дом Насти проверял генконсул города Алеппо по просьбе Комиссии по делам несовершеннолетних при губернаторе Московской области в 2011 году. Тогда было установлено, что "девочка жила в беднейшем районе города с женой Абдуллы Джалулл и его 15 детьми в доме без мебели, водопровода, канализации, где спали на полу на циновках, девочка была одета в грязную одежду, на голове видны крупные вши, занималась попрошайничеством".