Die Welt: "В политическом и военном плане Европы как таковой не существует"
www.pbs.org
Сегодня Die Welt публикует интервью с доктором Збигневым Бжезинским, советником в центре стратегических и международных исследований, профессором американской внешней политики в Школе углубленных международных исследований им. Пола Нитце при Университете Джонса Хопкинса. Интервью приводит сайт Inopressa.

Збигнев Бжезинский считает, что за три месяца, с тех пор как Усама бен Ладен объявил Америке войну в мире, мало что изменилось. Он говорит, что конкретное и принципиальное соотношение сил в мире остается неизменным даже после терактов 11 сентября. "Что касается военного руководства с 11 сентября, то это практически полностью американская операция. Имеются и другие вопросы, на примере которых можно было показать, что Америка и прежде не настолько придерживалась однополярного взгляда, а теперь не настолько многополярного, как утверждают некоторые", - отмечает он.

Что же касается военного европейского участия в борьбе с терроризмом то, говорит Бжезинский, он равен нулю. Между тем, отмечает советник, НАТО должно показать свою эффективность за пределами Европы. Вместе с тем, по его мнению, "события показывают, что с политической и военной точек зрения, Европы как таковой не существует". "Есть отдельные европейские государства с различной степенью готовности действовать вне европейского континента, с очень различным, но, в конечном счете, ограниченным потенциалом. Это тоже должно измениться", - добавляет Бжезинский.

Европа, считает Бжезинский, могла бы выступить на мировой арене как военная и политическая структура, однако это будет зависеть от того, будут ли европейцы готовы расходовать больше средств и развивать европейские силы быстрого реагирования. "Нельзя не проявить некоторый скептицизм, когда видишь, как нерешительны европейские партии и избиратели, если речь идет о финансовом участии и таком отказе от политического суверенитета, чтобы Европа могла стать единой не только в экономическом, но и военно-политическом плане", - отмечает он.

На вопрос о том, какая роль в Афганистане отводится России, Бжезинский говорит: "Это сложный вопрос. Таджиков, которые сейчас контролируют Кабул, очевидно, поддерживают русские. На узбеков из Северного альянса влияет, скорее, Узбекистан, который не хочет быть сателлитом Москвы √ так же, как и Таджикистан. Это усложняет положение. Одновременно существует некое подобие треугольника: Россия, Индия и Иран. Эти страны хотят контролировать как можно большую часть Афганистана и мешают другому треугольнику √ Америке, Великобритании и Пакистану √ в том, чтобы создать в Кабуле национальное правительство, в котором пуштуны могли бы играть важную роль. Разумеется, сотрудничество в борьбе против терроризма существует, но конкуренция из-за влияния в регионе обостряется. Очень напряженное соперничество, особенно ввиду этнических проблем в Афганистане и в регионе в целом".

По мнению советника, начало "новой дружбы" между Россией и Западом началось не 11 сентября, а в 1991 году. В то же время, отмечает он, Россия по-прежнему пытается противопоставить Западу собственную сферу влияния, в которую входят страны, зависимые от нее полностью или частично. "Это относится, в том числе и к балтийским государствам, которым Россия хочет отказать в праве стать членами НАТО. Запад должен поддерживать движение России в нужном направлении, однако при этом способствовать тому, чтобы русские перестали культивировать старую ностальгию", - говорит он.

Збигнев Бжезинский считается одним из самых авторитетных американских экспертов по внешней политике. Родившись в 1928 году в Варшаве, он в юношеском возрасте приехал в Америку, где изучал политологию. С 1960 года Бжезинский руководил в Гарварде исследовательским центром по изучению России и опубликовал многочисленные работы о тоталитаризме.

Еще перед вступлением в должность президента Джона Кеннеди Бжезинский стал его советником по вопросам восточной политики. В годы президентства Джонсона он входил в штаб политического планирования министерства иностранных дел. В 1968 году он участвовал в избирательной кампании Губерта Хэмфри в качестве главного советника по внешнеполитическим вопросам. Он работал также с Эдвардом Кеннеди, Генри Джексоном, Вальтером Мондейлом, а в 1972 году стал внешнеполитическим советником Джимми Картера. С 1973 по 1976 год Бжезинский руководил созданной при его участии Трехсторонней комиссией - неправительственной организацией, целью которой было укрепление сотрудничества между Северной Америкой, Западной Европой и Японией, а также активизация борьбы с коммунизмом.

После победы Картера на выборах в ноябре 1976 года президент назначил его руководителем Национального совета безопасности. Бжезинский, который не делал тайны из своего скептического отношения к политике разрядки, проводимой Никсоном и Фордом, относился к приверженцам твердого курса в восточной политике США. Сегодня он работает в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.