Мария Бутина
Общественная палата Российской Федерации
Аппарат специального прокурора США Роберта Мюллера отказался в свое время заниматься уголовным делом Марии Бутиной, так как оно фактически шито белыми нитками. Об этом сообщается в опубликованной в понедельник в журнале The New Republic статье американского публициста и кинодокументалиста Джеймса Бэмфорда, активно освещавшего в последние годы деятельность спецслужб США.

"Дело правительства [США] против Бутиной является чрезвычайно шатким. Складывается впечатление, что оно было заведено главным образом из-за желания создать шумиху", - утверждает Бэмфорд.

По его мнению, примечателен сам факт, что преследованием Бутиной занимается отдел по вопросам национальной безопасности в аппарате федерального прокурора по столичному округу Колумбия. "Согласно данным источника, близкого к расследованию Мюллера, аппарат спецпрокурора отказался заниматься этим делом, даже невзирая на то, что оно ясно соответствовало бы его мандату", - говорится в статье.

С точки зрения ее автора, "Бутина является попросту идеалистически настроенной молодой россиянкой", которая надеялась "способствовать улучшению взаимопонимания" между Москвой и Вашингтоном и собиралась строить "карьеру в сфере международных отношений". Более того, Бэмфорд описывает Бутиной чуть ли не как жертву путинского режима.

Журналист отметил, что в России Бутина руководила общественной организацией "Право на оружие", выступавшей за смягчение законодательства в области оборота гражданского оружия. Активистка "часто выступала по телевидению, в газетах и журналах, а также на протестных митингах". "Работа была, время от времени, опасной. Президент РФ Владимир Путин инстинктивно не доверяет общественным организациям", - утверждает Бэмфорд.

Он также ссылается на американского политтехнолога Пола Эриксона, который сожительствовал с Бутиной и тоже стал фигурантом уголовного дела. Эриксон говорит, что Бутина, находясь в России, "являлась объектом постоянного наблюдения со стороны ФСБ".

Бэмфорд приводит и слова самой Бутиной, говорившей, что в прихожей ее дома в России стояла приготовленная сумка с вещами первой необходимости на случай ареста. "Такой была моя жизнь", - говорила Мария, описывая свой постоянный страх и ожидание ареста.

Напротив, арест в США стал для россиянки, по ее признанию, полной неожиданностью. "Я думала, что было бы очень хорошо, если бы я смогла сделать все возможное как частный гражданин, не как госслужащий, чтобы помочь сблизить наши страны. <...> Никогда и представить не могла, что попаду в тюрьму в Соединенных Штатах. Из-за политики? Не знала, что наличие хороших отношений с Россией теперь стало преступлением", - сказала Бутина Бэмфорду в нескольких интервью (перевод ТАСС).

По словам Марии, она "никогда не работала на правительство" России, и "никогда не получала деньги от правительства" России.

Бэмфорд не смог обойти стороной тот факт, что Бутиной покровительствовал влиятельный чиновник Александр Торшин, занимавший пост сенатора, а позднее - зампреда Центробанка. По словам американского журналиста, Торшин был "товарищем Горби" (Михаила Горбачева; известно, что Торшин в советское время работал в аппарате президента СССР) и "искренне хотел помочь" Бутиной, стремившейся завязать связи в американских политических кругах.

В статье Торшин предстает поборником российско-американской дружбы. При этом Бэмфорд обошел стороной тот факт, что Александр Торшин фигурирует, например, в испанском расследовании, касающемся деятельности "русской мафии". В 2010-2013 годах будущий зампред ЦБ якобы давал указания членам "таганской" ОПГ " отмывать деньги через банки и покупать недвижимость в Испании". Об этом ранее сообщало радио "Свобода". Торшина даже называли "казначеем мафии".

Кроме того, Торшин выполнял щекотливые задачи, связанные, в том числе, с работой российских спецслужб, когда занимал должность вице-спикера Совета Федерации. Тогда он возглавлял комиссию по расследованию теракта в Беслане. Выводы комиссии пострадавшие и независимые эксперты считали необъективными и предвзятыми.

Дело Бутиной

Уроженка Барнаула Мария Бутина приехала в США на учебу. Она получила весной 2018 года диплом магистра в одном из самых престижных высших учебных заведений Вашингтона - Американском университете, где изучала международные отношения. Американская прокуратура утверждала, что лицом, с которым Бутина якобы вступила в преступный сговор, является некий "русский чиновник". Под этим обозначением скрывается, как полагают, бывший сенатор Александр Торшин, чьей помощницей несколько лет числилась Бутина. Позднее Торшин занимал должность зампреда Центробанка, а в конце ноября ушел в отставку. Это увольнение совпало с появлением в прессе информации о том, что бывшая протеже Торшина готова дать показания в американском суде.

Про Марию Бутину известно, что она выросла в семье предпринимателя и сама владела семью мебельными магазинами. В возрасте 22 лет она продала шесть из них и перебралась в Москву, где стояла у истоков общественной организации "Право на оружие", которую несколько лет возглавляла, а потом была членом ее правления.

Как и Торшин, Бутина является пожизненным членом Национальной стрелковой ассоциации (НСА) США. Она стала заводить связи в этой организации в 2013 году и принимала в Москве ее делегации. Начиная с 2014 года, они с Торшиным участвовали в ряде мероприятий НСА, в том числе в ее съездах.

Между тем американские следователи считают, что у Бутиной имелись связи не только с российским правительством и ФСБ, но и с неназванными олигархами. В ее электронной переписке упоминается "известный русский бизнесмен, имеющий тесные связи с президентской администрацией России". Forbes в этом году оценил его состояние в 1,2 млрд долларов. Он часто ездит в США. Бутина называла его в переписке "спонсором". Отметим, что в рейтинге Forbes упомянуто несколько миллиардеров с таким состоянием, но среди них, в частности, есть Борис Ротенберг (один из братьев, друживших с юности с Владимиром Путиным).

Накануне своего первого приезда в США в конце 2014 года Бутина обменялась серией SMS с другим состоятельным российским бизнесменом, обсуждая расходы на свою поездку и планировавшуюся встречу с указанным "спонсором".

По согласованию с политтехнологом Полом Эриксоном Бутина въехала в США, используя студенческую визу. При этом она то и дело просила американца сделать ее домашнюю работу, отредактировать ее курсовые или ответить на экзаменационные вопросы. По версии прокуратуры, все это означает, что Бутина училась в аспирантуре Американского университета в Вашингтоне с чужой помощью, явно для прикрытия, а в то же время "продолжала работать для российского правительства".

При помощи Эриксона Бутина завела в США широкий круг знакомств с лицами, которые могли влиять на политическую жизнь Америки. Перед американскими президентскими выборами 2016 года, во вмешательстве в которые обвиняют Россию, Бутина общалась с губернатором Висконсина Скоттом Уокером.

Позже в Лас-Вегасе Бутина спросила у тогдашнего кандидата в президенты США Дональда Трампа, будет ли он стремиться улучшить ухудшающиеся отношения с Россией в случае своего избрания. Трамп ответил утвердительно.

В ходе этой деятельности россиянка и 56-летний американец начали жить вместе, но, по словам прокуратуры, эти отношения Бутина рассматривала просто как часть работы. Так, в бумагах, изъятых ФБР, россиянка жалуется на то, что ей приходится жить с Эриксоном, и "презрительно отзывается о дальнейшем с ним сожительстве".

Эриксон, напротив, демонстрирует привязанность к Бутиной и после ее ареста. Он неоднократно приходил на свидания к ней в тюрьму, рассказал ее адвокат Роберт Дрисколл. Защитник Адвокат Эриксона Билл Херд добавил, что его клиент - "добропорядочный американец, который никогда не будет делать что-либо во вред родной стране".

Ранее прокуроры даже выдвигали версию о том, что Бутина использовала секс в качестве своеобразного "оружия", добиваясь продвижения к своей цели. Она якобы однажды предложила интимную связь другому человеку в обмен на место в лоббистской организации, говорил прокурор Эрик Кенерсон.

Однако защита Бутиной утверждала, что предложения секса со стороны Бутиной носили полушутливый характер и были обычным флиртом. В судебных документах адвокаты также назвали Бутину наивной студенткой, которая рассказывала знакомым о необходимости улучшить отношения России и США, однако совершенно не собиралась продвигать эту идею скрытым образом от имени российских официальных лиц.

Бутиной инкриминировалось нарушение 951-й статьи федерального уголовного кодекса. Она была принята в 1948 году. В статье говорится о любой деятельности в интересах иностранной державы и без регистрации на территории США, а не только о вмешательстве в узко понимаемый политический процесс. Максимальное наказание - до 10 лет тюрьмы.

При этом в ряде сообщений указывалось, что россиянку могут осудить за нарушение закона FARA, принятого в 1938 году. В законе говорится о вмешательстве в американскую политическую жизнь лиц и организаций, действующих в интересах иностранной державы без предварительной регистрации в Минюсте. В этом случае максимальное наказание достигает пяти лет лишения свободы.