Грузия испытала беспилотники собственного производства
RTV International
В Грузии прошли испытания одного из беспилотных летательных аппаратов местного производства, о технических характеристиках которых недавно высоко отзывался президент страны Михаил Саакашвили. Присутствовавший на проверке возможностей новых БПЛА глава государства пообещал, что в скором времени производимые страной беспилотники будут отправляться на экспорт.

Беспилотник, разработанный грузинскими конструкторами, состоит из летательного аппарата и наземного сегмента, сообщает ВВС. По официальным данным Министерства обороны Грузии, испытания прошли в сложнейших климатических и рельефных условиях.

"Это первый высокотехнологичный продукт, полностью созданный в Грузии", - с гордостью отметил Саакашвили, комментируя прошедшие пробы. "Преимущество его в том, что когда ты покупаешь за рубежом, продавец может до конца не дать технологию или, наоборот, поделиться технологией с противником. Этим никто ни с кем не сможет поделиться - это уже наше", - резюмировал президент. По его словам, разработка собственных БПЛА имеет большое значение в том числе с точки зрения интеллектуального знания и развития технологии.

Грузия развивает военное производство ускоренными темпами

Саакашвили за последние недели лично представил сразу несколько образцов произведенного в Грузии вооружения. Так, 25 февраля состоялась презентация грузинской боевой машины пехоты "Лазика". "Когда мы испытали БМП "Лазика", начались разговоры о том, что она не такая, какой должна быть, что российская или американская лучше, - позже заявил по этому поводу президент на встрече со студентами. - Но кто бы мог представить несколько лет назад, что Грузия своими силами - и грузинские инженеры по грузинским схемам - смогли бы создать гусеничную бронемашину?"

В марте президент принял участие в испытаниях грузинской реактивной системы залпового огня, по поводу которой он хвастливо заметил: "Раньше мы просили эти установки у других стран, а сегодня создали точно такие, даже лучше".

Минобороны Грузии планирует использовать новый БПЛА при выполнении сложных боевых миссий, а также для пограничного патрулирования, радиотехнической разведки, воздушной фотосъемки, мониторинга стихийных бедствий, контроля и проверки радиации. Оператор управляет полетом беспилотника при помощи компьютера, а взлететь аппарату помогает пневматическая катапульта.

Одним из несомненных достоинств БПЛА его создатели называют возможность взлететь с любого места и приземлиться на любом рельефе. В Минобороны уверяют, что летательный аппарат может использоваться в любых климатических условиях.

Михаил Саакашвили объяснял причину развития в Грузии собственного военного производства тем, что после военного конфликта с Россией 2008 года приобретение вооружений у других стран для Тбилиси стало проблематичным. Наблюдатели не исключают, что подтолкнуть Грузию к началу производства собственных беспилотников могла и информация, появившаяся в одном из опубликованных хакерами конфиденциальных писем сотрудников консалтингового агентства Stratfor, известного как "теневое ЦРУ".

Согласно этому документу, в 2008 году Израиль передал России секретные коды, необходимые для управления беспилотниками, чтобы получить от Москвы информацию об иранских ракетах. Таким образом, можно предположить, что уже перед войной в Южной Осетии купленные Грузией беспилотники оказались недостаточно надежными для использования их против российской армии.

Саакашвили, говоря о перспективах оснащения вооружением грузинских вооруженных сил, заявлял, что Грузия ни при каких обстоятельствах не должна отказываться от собственного производства, так как, во-первых, оно обходится стране гораздо дешевле, во-вторых, "ты не зависишь от того, что кто-то тебя обманет, поделится с другими информацией или в решительный момент откажет и приостановит поставку".

Между тем эксперты сомневаются, что Грузия сможет удовлетворить собственные потребности в вооружениях в ближайшее время, хотя признают, что у страны есть все возможности для развития военной промышленности. Некоторые специалисты считают, что смысл в военной промышленности Грузии есть только в том случае, если будет произведено конкурентоспособное вооружение, привлекательное для продажи на экспорт.