Издание сообщало, что речь идет о 700 военнослужащих, однако власти КНР позже уточнили, что отправлены приблизительно 800 солдат. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин подтвердила информацию о переброске военнослужащих в состав миротворческих сил ООН, передает ИТАР-ТАСС. "Китай является постоянным членом Совета безопасности ООН. Будучи ответственным участником Совета, КНР принимает активное участие в миротворческих операциях ООН с целью строгого выполнения полномочий Совета безопасности ООН, мирного разрешения конфликтов и поддержания мира в регионе", - заявила дипломат, отказавшись сообщить подробности.
Китайские военнослужащие будут действовать в Африке под руководством ООН, однако эксперты отмечают резкую активизацию усилий Пекина по обеспечению безопасности своих работников и активов на Черном континенте, пишет WSJ. Пекин не впервые направляет миротворцев в Африку. Так, в марте 2013 года в Мали были присланы около 300 солдат для защиты китайских инженеров, строящих лагерь ООН в городе Гао.
Китайская национальная нефтегазовая корпорация Сhina National Petroleum Corp. (CNPC) владеет 40% совместного предприятия по освоению обширных нефтяных месторождений Южного Судана. Кроме этого, CNPC эксплуатирует нефтепровод длиной более 1500 километров, по которому нефть поступает через соседний Судан в Порт-Судан на Красном море.
С начала боевых действий в Южном Судане более 10 тысяч человек погибли и около 1,5 млн местных жителей вынуждены были покинуть свои дома. Миссия ООН в Южном Судане предполагает присутствие до 12 500 военнослужащих и 1320 сотрудников полиции. По состоянию на 31 июля в ней находились в общей сложности 11 389 солдат, полицейских и офицеров связи. Китайским военнослужащим будут даны все полномочия, и в случае нападения боевиков они смогут дать им отпор, отметил Атени Век Атени.
Представители повстанцев напомнили, что они добиваются свержения правительства, и подчеркнули, что Пекин не должен этому мешать. Китайские военнослужащие должны работать в соответствии с мандатом ООН и под командованием этой организации. Пока эти условия будут соблюдаться, никаких проблем не будет, заявили они.
Между тем проблемы у китайских граждан в Южном Судане отмечались ранее - в 2012 году суданские повстанцы в регионе Южный Кордофан похитили десятки китайских дорожных рабочих и потребовали, чтобы Пекин, использовав свое влияние, заставил правительство в Хартуме остановить наступление против повстанцев.
В декабре прошлого года корпорация China National Petroleum эвакуировала 97 своих сотрудников с нефтяных месторождений Южного Судана вскоре после того, как в столице республики Джубе начались вооруженные беспорядки. Тогда президент Салва Киир заявил, что в стране произошла попытка государственного переворота, и обвинил лидера повстанцев Риека Машара в его организации. Конфликт привел к многочисленным жертвам и поставил страну на грань гуманитарной катастрофы.
Китай делал ставку на Судан до конфликта в этой стране, однако отделение Южного Судана повлекло за собой резкое падение объемов нефтедобычи - до 160 тысяч баррелей в день. КНР в своих интересах в тесном сотрудничестве с западными послами пытается дипломатическими методами приблизить конец противостояния в стране.
В 2012 году СМИ делали прогноз, что в Африке с участием Китая начнется "нефтяная лихорадка". Об этом писала InoPressa. Однако освоению месторождений мешают внутренние конфликты в африканских странах, а значит претендентам на природные богатства Африки приходится выступать посредниками в урегулировании конфликтов. В настоящее время КНР продвигает свои интересы на континенте, соперничая с Западом за нефтяные богатства региона.
Китай продолжает экспансию в Африку, активно вытесняя США
Китайская экспансия в последние годы все активнее охватывает африканские страны. Так, в мае премьер-министр Госсовета КНР Ли Кэцян в ходе восьмидневного визита в Африку заключил несколько соглашений о китайских инвестициях в африканские страны. Он посетил Эфиопию, Нигерию, Анголу и Кению, подписав десятки соглашений в сфере торговли, здравоохранения, культуры, развития железнодорожного сообщения и авиации, электроэнергетики.
Кенийская пресса сообщала тогда, что китайцы готовы построить 600-километровую дорогу между столицей страны Найроби и городом Момбаса. Дорога станет частью железнодорожной сети, которая соединит семь стран Восточной Африки. Первой железной дорогой за пределами Китая, целиком построенной по китайским стандартам с использованием китайских технологий, станет 740-километровая трасса между Эфиопией и Джибути.
Китай сместил США с места лидера в торговом партнерстве со странами Африки в 2009 году. В прошлом году объем торговли между КНР и государствами Черного континента превысил 210 млрд долларов, в том числе 25 миллиардов прямых инвестиций, писала при освещении визита Ли Кэцяна газета The Global Times.
С одной стороны, китайские инвестиции подстегивают экономический рост и борьбу с бедностью в Африке. С другой стороны, Пекин ничего не делает бескорыстно: его обвиняют в выкачивании природных ресурсов континента на выгодных для себя условиях.
На этой почве в 2012 году разразился скандал между США и Китаем. Тогда Хиллари Клинтон, будучи госсекретарем США, в ходе турне по Черному континенту обрушилась на страны, которые "дают Африке деньги и не заботятся о том, что эти средства попадают в руки авторитарных правителей".
Хотя глава американской дипломатии не назвала никого конкретно, в Пекине приняли ее слова на свой счет. Китайские власти, комментируя заявление Клинтон, в свою очередь обвинили Вашингтон в попытке "вбить клин между Китаем и Африкой".
Журнал Forbes недавно писал, что Китай имеет очень продуманную амбициозную стратегию инвестиций в Африку, при этом очевидно, что Пекин заинтересован только в природных ресурсах континента. В то же время не стоит сбрасывать со счетов, что большинство китайцев, ведущих бизнес в Африке, - мужчины, приезжающие из страны со все возрастающей нехваткой женщин на континент, где такого явления нет, отмечалось в статье. Поиск невест в Африке действительно стал в КНР популярной тенденцией.
Несмотря на заметное в последнее время замедление темпов роста экономики, Пекин тем не менее продолжает наращивание объемов инвестиций в страны Африки, и такие шаги, как развертывание миротворческого контингента, свидетельствуют о том, что китайские власти не собираются останавливаться в этом направлении.