Как будто президенту Бушу не хватало проблем на Ближнем Востоке, отмечает американское издание. Теперь он, пишет TIME, должен смириться с провалом своей попытки перекроить палестинское руководство и приступить к реализации "Дорожной карты".
Напомним, во вторник в Израиле камикадзе совершили сразу два теракта - около Тель-Авива и в Иерусалиме, в результате которых погибли 15 израильтян и более 100 получили ранения. Эти теракты являются признаком того, что конфликт выходит из-под контроля, считает журнал.
Вряд ли, пишет TIME, архитектором последнего поражения США на Ближнем Востоке стал Ясир Арафат, стареющий президент палестинской администрации, который заблокирован израильтянами в руинах своего штаба в Рамаллахе и которого на протяжении последних месяцев администрация Буша активно пыталась заставить замолчать. Отстранение Арафата было предварительным условием более интенсивного участия США в застопорившемся мирном процессе, однако отставка премьер-министра Махмуда Аббаса, назначенного под сильным давлением со стороны администрации Буша, и его замена Ахмедом Куреи, напоминает нам, что Арафат по-прежнему держит руку на пульсе событий в ПА.
Подход администрации Буша основывался на том, чтобы действовать так, как будто Арафата не существует, хотя администрация и продолжала удерживать Израиль от высылки палестинского лидера с территорий, указывая на региональный кризис, который за этим последует. Вместо этого Вашингтон предлагал просто игнорировать Арафата и вести дела только с палестинским премьер-министром, назначенным США преемником Арафата. Если удастся доказать простым палестинцам, что выполнение Аббасом "Дорожной карты" приведет к созданию палестинского государства и прекращению оккупации, думали США, Арафата выкинет на задворки истории его же собственный же народ.
Однако все пошло не так, как было запланировано. Уход Аббаса указывает на то, что Арафат продолжает играть центральную роль в политическом процессе. В любом случае, провал "Дорожной карты" усиливает и укрепляет положение Арафата в глазах палестинского народа, положение которого остается все таким же плачевным.
И, конечно, Арафат не жалел усилий, чтобы навредить своему премьер-министру, что вряд ли удивительно, так как успех Аббаса означал бы падение Арафата. И это было не сложно, учитывая, сколь малого удалось добиться Аббасу от Израиля. Арафат благословил прекращение огня, о котором Аббас договорился с палестинскими террористическими группировками, однако не выпустил из-под своего каблука палестинские силы безопасности, когда новый премьер-министр попытался консолидировать их под своим началом, как того требовала "Дорожная карта". Когда борьба за власть достигла кульминации, сторонники Арафата окрестили Аббаса коллаборационистом, и это обвинение сделало его положение чрезвычайно шатким в свете того, что Израиль продолжил войну против палестинских боевиков, а США, по мнению Аббаса, отказали ему в поддержке.
И поэтому Аббас просто отошел в сторону, отказавшись от того, что обозреватели еще несколько месяцев назад назвали невыполнимой миссией: построить мост между Арафатом и боевиками Западного берега и сектора Газа, с одной стороны, и Ариэлем Шароном и Джорджем Бушем - с другой.
Арафат быстро назначил преемником Аббаса Куреи, бросив в ладони президента Буша раскаленную картофелину. Куреи, спикер палестинского законодательного совета и ключевой переговорщик эпохи Осло, широко известен как умеренный политик, выступающий против вооруженной интифады и поддерживающий тесные отношения со многими европейцами, арабами и даже израильскими лидерами (включая бывшего министра иностранных дел в правительстве Шарона Шимона Переса). Вряд ли его можно назвать прихлебателем Арафата, учитывая, что в прошлом он несколько раз открыто сталкивался с ним по ряду вопросов. Во многом политическая биография Куреи похожа на аббасовскую, за исключением того, что с Арафатом его связывают более тесные личные отношения. Однако вопрос об Арафате - политический, а не личный. В понедельник Куреи заявил, что он согласится на пост премьер-министра только в том случае, если США готовы оказывать ему большую поддержку, чем Аббасу, и если они окажут более сильное давление на Израиль и признают Арафата лидером палестинского народа.
"Если они не хотят изменять свое отношение к нам, нам не нужны ни правительство, ни премьер-министр", - заявил Куреи.
Однако Израиль настаивает на то, что не намерен сотрудничать с правительством, лояльным Арафату. И это ставит США в весьма затруднительное положение относительного того, как прореагировать на назначение Куреи. Кампания США в Ираке требует американского участия в израильско-палестинском урегулировании. Однако выбранный рецепт, базирующийся на идее об изменениях в палестинском режиме, оказался бездейственным. И теперь США требуют от нового премьер-министра начать борьбу с террористическими группировками, от чего отказывался его предшественник.
Заявление Куреи о том, что палестинцы могут прекрасно обойтись и без правительства, явилось напоминанием для Израиля и США, что у палестинцев пока нет государства. А без такового у палестинцев нет заинтересованности в том, чтобы защищать Израиль от палестинского террора. Куреи как будто произнес: или сделка с Арафатом, или вообще никаких сделок и никаких перспектив восстановления безопасности.
В сложившейся ситуации Шарон предпочтет выслать Арафата с Западного берега и из сектора Газа. Израильские СМИ сообщают, что, по мнению израильских чиновников, администрация США несколько смягчила свою оппозицию по этому вопросу. На следующей неделе начнется визит израильского министра обороны Шауля Мофаза в Вашингтон, во время которого состоятся переговоры по возможности снятия запрета США на физическое устранение Арафата. Вряд ли палестинская администрация переживет такое решение - Куреи предупредил, что если будет предпринята попытка отодвинуть в сторону руководство ООП, палестинцы сами распустят администрацию.
Как Израиль узнал в 1970-е и 1980-е, ни один палестинский лидер на Западном берегу и в секторе Газа не уполномочен вести переговоры с еврейским государством до тех пор, пока не получит санкцию ООП.
И, тем не менее, Израиль настаивает на том, что он не будет вести переговоры с правительством, подотчетным Арафату, а если насилие будет продолжаться, то Арафату грозит высылка. Но если в результате палестинская администрация развалится, Израилю придется взвались на себя обязанности оккупанта в палестинских городах. Хотя он не раз посылал свои войска для проведения рейдов в этих городах во время нынешней интифады, он открыто избегал длительного присутствия на территориях или возобновления работы гражданской администрации. Даже израильские "ястребы", у которых нет намерения отказываться от сотен поселений, построенных Израилем на Западном берегу и в секторе Газа, приняли договоренности Осло, в которых указывается, что Израиль должен передать контроль над городами в руки палестинской жандармерии, которая возобновит ежедневное патрулирование, а руководство сферами здравоохранения, образования и коммунальными услугами в Дженине, Наблусе, Рамаллахе и Хевроне - гражданским палестинским властям.
Распад палестинской администрации положит начало не только внутренним междоусобицам в ПА и еще большему кровопролитию в Израиле, но и поставит крест на самой идее разрешения на уровне двух государств. Это приведет к тому, что Израиль будет вынужден сохранить контроль над миллионами палестинцев.