Инспекторы МАГАТЭ ищут "русский след" в разработках Ирана по созданию ядерной бомбы
IAEA.org
Инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) проверяют данные, согласно которым некий российский ученый помогал Тегерану в проведении сложных экспериментов, связанных с приведением в действие ядерного оружия. Об этом со ссылкой на анонимных европейских и американских официальных представителей пишет в пятницу газета The New York Times.

Инспекторы МАГАТЭ полагают, что ученый действовал по своей личной инициативе и выступил в качестве советника в испытаниях, описанных в полученном агентством обширном документе. Как сообщили источники, документ был признан подлинным. Также они дали ясно понять, что, по их мнению, ученый не выступал от лица российского правительства, хотя и не объяснили, почему они так считают.

- Россия намекнула, что не намерена продавать Ирану зенитно-ракетный комплекс С-300

Тем не менее МАГАТЭ впервые предположило, что Иран мог получать помощь от иностранного специалиста по ядерным вооружениям для создания собственного оружия, отмечает издание. По мнению источников, этот новый, написанный на персидском языке фарси документ является частью собранных доказательств того, что ядерная программа Ирана все-таки имеет военные цели, а не мирные, как утверждает руководство страны.

На закрытом брифинге в феврале в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене главный инспектор Олли Хейнонен предоставил дипломатам из десятков стран недавно рассекреченные доказательства - документы, схемы и даже видео - ставящие, по его словам, вопрос, пытался ли Иран создать оружие. Среди этих материалов были и свидетельства того, что иранцы проводили работы по подрыву детонаторов, принципиально необходимых для большинства типов ядерного вооружения.

Когда же представитель Ирана назвал обвинения "беспочвенными", заявив, что это были испытания обычных вооружений, Хейнонен ответил, что подобные эксперименты "не нужны ни для какой иной цели, кроме как для создания ядерного оружия", рассказали два дипломата, участвовавших в брифинге. По их словам, он назвал устройства и систему синхронизации, использованные в этих детонаторах, "основополагающими компонентами ядерного оружия".

В то же время Хейнонен признал, что у агентства на данном этапе недостаточно сведений, чтобы понять, сфальсифицированы улики или нет. Попавший теперь в распоряжение следствия новый документ, по словам официальных лиц, являет собой дополнительную улику проведения таких экспериментов. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

Россия официально против "ядерного" Ирана, однако частное сотрудничество с ним в этой сфере имеет давнюю историю

В прошлом месяце прошел доклад МАГАТЭ, в котором сообщалось, что Иран, возможно, получил "иностранную экспертную помощь" в испытаниях по детонации. Высокопоставленное должностное лицо, связанное с агентством, заявило, что здесь не замешано ни одно иностранное государство. Оно исключило причастность Ливии и разрозненных остатков сети "отца" пакистанской атомной бомбы Абдул Кадыр Хана, создавшего крупнейший в мире "черный рынок ядерных технологий". Но дальнейших разъяснений это лицо не дало.

По словам же официальных представителей из Европы и США, выражение "иностранная экспертная помощь" подразумевало российского ученого, никаких уточнений, они, однако, не дают. По их словам, этот ученый предположительно руководил этими испытаниями, но не является автором документа. Также, по словам официальных лиц, этого ученого не связывают с атомной электростанцией, строящейся при помощи России в иранском Бушере.

По заявлениям самой России, она выступает против любых попыток приобретения Ираном ядерного оружия, однако работа российских компаний и частных лиц в некоторых сегментах иранской ядерной программы имеет давнюю историю, отмечает газета.

В конце 1990-х годов научно-техническая элита России, по которой сильно ударил распад Советского Союза, связалась с Ираном, платившим в твердой валюте за помощь в программах в области техники и вооружений. По словам западных экспертов, эта помощь расширила область ядерных разработок Тегерана, но за все эти годы не было ни одного доказательства причастности России к развитию ядерных вооружений.

"Иранцы очень активно приглашали российских ученых и оплачивали их помощь ядерной программе", - говорит Гэри С. Сэймор, сотрудник Совета национальной безопасности США при президенте Клинтоне, возглавляющий теперь исследования в Совете по международным отношениям. По его словам, он не может припомнить помощи России в разработке иранского ядерного оружия, но добавил, что это вполне могло произойти. "Мне кажется правдоподобным, что в какой-то момент они заплатили российскому ученому-ядерщику за оказание помощи", - заявил он в интервью.

На вопрос о возможном участии российского ученого в испытаниях систем детонации, российское высокопоставленное лицо, длительное время следящее за иранской ядерной программой, заявило: "Мне сложно что-либо добавить".

Россия намекнула, что не намерена продавать Ирану зенитно-ракетный комплекс С-300

Между тем накануне официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заявил на пресс-конференции в Москве, что Москва не намерена продавать Ирану зенитно-ракетные комплексы. "Мы неоднократно заявляли на самом высоком политическом уровне, что мы не намерены поставлять такие типы вооружений в страны, расположенные, мягко говоря, в нестабильных регионах, - сказал он. - Это не в интересах политики нашей страны, заключающейся в сохранении стабильности в любом регионе земного шара". По словам Нестеренко, Россия примет решение о продажах систем вооружения, основываясь "как на принципе сохранения баланса сил в этом регионе, так и принимая во внимание необходимость обеспечить стабильность и безопасность в этом регионе".

Западные наблюдатели считают, что Нестеренко, хотя и не сказал об этом конкретно, имел в виду ЗРК С-300, которые считаются одними из самых совершенных зенитно-ракетных комплексов в мире. Обеспокоенность в связи с возможной продажей комплексов ЗРК, которые могут быть использованы для защиты ядерной инфраструктуры, высказывал Израиль. Вместе с США и другими западными странами он пытался оказать давление на Россию с тем. чтобы такая сделка не состоялась, пишет The Jerusalem Post.

Высокопоставленные представители израильского МИД выразили удовлетворение в связи с заявлением Нестеренко. Впрочем, другое официальное лицо в Иерусалиме отметило, что ответ дипломата был слишком размытым, и, поскольку в нем конкретно не упоминался комплекс С-300, его можно трактовать различно. По словам этого лица, еще пока слишком рано "торжествовать". (Полный текст на сайте InoPressa.ru).