"Мы уже знаем, что это была террористическая вылазка группы последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм. Обеспечивая в республике свободу вероисповедания, мы в то же время намерены давать решительный отпор всем, кто, прикрываясь религиозными лозунгами, будет расшатывать обстановку в стране", - цитирует его "Интерфакс".
Назарбаев предложил ряд мер по усилению безопасности в Казахстане. В их числе усиление контроля за внутренней миграцией населения, за контролем в жилых кварталах в городах, за безопасностью продажи оружия, а также в области регулирования деятельности религиозных организаций. Президент также заявил, что будет усилено наказание за участие граждан Казахстана в международных террористических организациях.
Казахский лидер также отметил, что почти все участники терактов уничтожены, а остальных скоро найдут. "Действия силовых структур позволили нейтрализовать почти всех преступников, несколько из них находятся в розыске… Правоохранительные органы всех найдут, они получат соответствующее наказание", - передает ТАСС слова Назарбаева.
5 июня группа экстремистов совершила нападение на два оружейных магазина и воинскую часть в Актобе. Жертвами теракта стали 19 человек, из них - четверо гражданских и трое военных. Министерство внутренних дел Казахстана признало произошедшие в Актобе нападения террористическим актом.
По всему Казахстану был введен умеренный "желтый" режим террористической опасности, который будет действовать в течение 40 дней. По информации МВД, были убиты 18 террористов, четверо ранены. Задержали восемь человек, подозреваемых в связях с экстремистами.
9 июня в Казахстане был объявлен днем национального траура по военнослужащим и гражданским лицам, погибшим во время теракта. Президент Казахстана, комментируя события в Актобе, высказывал предположение, что теракт был организован по инструкциям из-за рубежа.
Салафитами называют себя последователи радикального "пуританского" течения в исламе. Сам термин "салафиты" является общим названием для мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и исповедание веры ранних мусульман - "праведных предков" (ас-салаф ас-салих).
Салафиты выступали резко против различных "нововведений" (бид'а) в сферах вероучения и повседневной жизни, начиная с методов символико-аллегорического толкования Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир в результате его контактов с Западом.
В новейшее время (примерно с середины 1980-х годов) салафитские идеи были подхвачены идеологами "Братьев-мусульман".