На координационной встрече в Вене обсуждается договор по ядерной программе Ирана и отмене международных санкций, действующих в отношении Тегерана. Основным препятствием для подписания текста соглашения стала позиция Запада по оружейному эмбарго, заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Сейед Аракчи. "Если Запад хочет подписать соглашение с Ираном, он должен отменить режим санкций", - цитирует иранское агентство FARS замглавы иранского дипведомства.
Аракчи отметил, что стороны переговоров в Вене пришли к соглашению об отмене финансовых и экономических санкций против Ирана в день подписания договора о ядерной программе. "Однако остаются разногласия по поводу других санкций, включая оружейное эмбарго против Ирана", - подчеркнул дипломат.
Аракчи подтвердил, что позиция по санкциям уже на 96% согласована и осталось прийти к соглашению по 2-3 важным пунктам. При этом сотрудник иранского МИД напомнил, что подписание сделки предполагает, что в отношении Тегерана будут отменены все санкции, оружейное эмбарго - не исключение. "Оружейное эмбарго само по себе не играет большой роли для Ирана, но дело в том, что для достижения сделки с Ираном должны быть отменены все санкции", - заявил замглавы внешнеполитического ведомства Ирана.
Между тем Иран и страны "шестерки" заявили о формальном продлении переговоров по ядерному досье, сообщает РИА "Новости". Хотя ожидалось, что судьба сделки решится в ночь на пятницу, 10 июля, участники встречи в Вене заявили, что не собираются торопиться и намерены сосредоточиться на качестве соглашения. О предполагаемых сроках завершения переговоров на этот раз объявлено не было.
Иран жалуется на ужесточение позиции Запада по санкциям
Между тем сразу несколько источников сообщили, что позиция Запада по санкциям ужесточилась. Ранее неназванный собеседник журналистов обвинил западные СМИ в развязывании "психологической войны" против Ирана, с тем чтобы обвинить его в срыве переговоров, пишет РБК.
Кроме того, иранская сторона обвинила страны Запада в том, что за последние дни переговоров они резко изменили позицию, отойдя от принципа отмены всех санкций, зафиксированного в промежуточном соглашении по ядерной программе от 2 апреля 2015 года.
Высокопоставленный иранский чиновник на условиях анонимности заявил Reuters, что ответственность за срыв сделки будет лежать на западных странах. "Позиция изменилась (...) особенно с прошлой ночи. У всех внезапно появились свои "красные линии". У Великобритании есть своя "красная линия", у США, Франции, Германии", - заявил собеседник британского агентства.
Тегеран считает, что оружейное эмбарго не имеет ничего общего с вопросами по ядерной сделке и должно быть отменено в любом случае. Западные страны не хотят позволять Ирану импортировать оружие, опасаясь поддержки со стороны Тегерана сторон в ближневосточных конфликтах.
Стоит отметить, что в этом вопросе Иран получает мощную поддержку от России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил на саммите стран БРИКС, что оружейные санкции в отношении Тегерана должны быть отменены одними из первых.
На сообщениях о затягивании сделки растут цены на нефть
Тем временем нефть дорожает в пятницу на ожиданиях, что Иран и "шестерка" международных посредников не смогут достичь соглашения по иранской ядерной программе (ИЯП) к запланированному сроку.
Ранее отмечалось, что возвращение Ирана на нефтяной рынок может привести к еще большему падению цен на нефть, которые и без того снижаются после заявления госсекретаря США Джона Керри о том, что по итогам переговоров в Вене с Ирана могут снять санкции.
Стоит отметить, что с падением цен на нефть эксперты связывают снижение курса рубля. Если Иран получит доступ к нефтяному рынку, это может привести к еще большему переизбытку и, как следствие, к еще большему ослаблению рубля.
Переговоры в Вене вступили в завершающую фазу 27 июня, их участники неоднократно заявляли о близком завершении переговоров. Поначалу документ планировалось подписать до 30 июня. Затем крайний срок был сдвинут на неделю, до 7 июля. Однако, хотя основной текст соглашения был согласован в тот день, ряд вопросов остались "недошлифованными", как выразился глава МИД РФ.