Отряд пакистанских коммандос ворвался во вторник утром на территорию так называемой "Красной Мечети" (Лал-Масджид) в Исламабаде, сообщают пакистанские телеканалы со ссылкой на представителей армии.
НТВ
Отряд пакистанских коммандос ворвался во вторник утром на территорию так называемой "Красной мечети" (Лал-Масджид) в Исламабаде - в результате штурма могло погибнуть свыше 60 человек. В мечети находятся сотни религиозных студентов и боевиков-исламистов. По последним данным, погибло около 60 человек, в том числе 8 военнослужащих, 51 повстанец сдался в плен, а сопротивляющиеся укрылись в подвале мечети и взяли около 150 заложников. Получили ранения не менее 15 военнослужащих, из которых около 10 находятся в крайне тяжелом или критическом состоянии.

Днем во вторник военные взяли под контроль большую часть комплекса, его северная часть "зачищена", однако боевики Абдула Рашида Гази продолжают оказывать сопротивление. Об этом сообщил журналистам официальный представитель министерства обороны генерал-майор Вахид Аршад. AFP передает, что внутри мечети "повсюду трупы". По последним данным SkyNews, убиты около 50 боевиков, погибли восемь военных. Исламисты используют заложников в качестве живого щита. Кроме того, территория мечети и прилегающего к ней религиозного комплекса заминирована.

- Инопресса: Мушарраф стал заложником собственной политики. "Красная мечеть" - апофесоз

Начало операции, получившей кодовое наименование "Тишина", сопровождалось оглушительными взрывами, после чего подразделения спецназа с трех сторон атаковали комплекс. Практически сразу им удалось занять первый этаж здания мечети, превратившийся в главный оплот боевиков. По словам Аршада, боевики укрываются в подвальных помещениях, а также прилегающих постройках.

Используя огнестрельное оружие, гранаты, бутылки с зажигательной смесью, они оказывают "отчаянное вооруженное сопротивление, идет интенсивная перестрелка". "Все, кто добровольно сдадутся, подлежат аресту, остальные будут уничтожены", - заявил Аршад.

До начала штурма около 20 детей и подростков смогли выбраться из "Красной мечети" и перебежать к позициям армии.

По последним данным, в ходе штурма убиты 40 боевиков. По информации ряда частных телеканалов, среди убитых в "Красной мечети" мать лидера исламистов Абдула Рашида Гази. Представители пресс-центра армии отказались комментировать эту информацию. "Комментарий пока один: мы начали операцию, и она продолжается", - говорят в пресс-центре.

Частные телеканалы со ссылкой на медицинские источники также сообщают о жертвах среди пакистанских военных. По этим данным, во время операции против исламистов погибли трое военнослужащих, 15 ранены, передает РИА "Новости".

Официальный представитель пакистанской армии генерал Вахид Аршад подтвердил прессе, что среди военных есть раненые. Генерал, однако, отказался комментировать сообщения о жертвах. "У меня нет таких данных", - сказал он.

Операция пока продолжается. Со стороны мечети слышна ожесточенная перестрелка. Периодически раздаются взрывы. К месту столкновения съезжаются кареты "скорой помощи". Квартал, где расположена мечеть, окутан дымом.

Утренний кризис

Операция началась рано утром после того, как попытка властей провести переговоры с лидером исламистов Абдулом Рашидом Гази окончилась неудачей. Как сообщил прессе глава правительственной делегации на переговорах, руководитель правящей партии Мусульманская лига Чаудхри Шуджат Хусейн, после долгого ожидания ему удалось связаться с Гази, но тот не согласился принять требование властей о капитуляции и выдвинул еще ряд "неприемлемых условий".

Как сообщил прессе Шуджат Хусейн, участники делегации намеревались потребовать, чтобы Гази отпустил находящихся в Лал Масджид детей и женщин. Они также были готовы вывести раненых, которые нуждаются в медицинской помощи. Однако Гази заявил, что предпочитает "пойти на самопожертвование, которое может послужить толчком к исламской революции".

Эта операция стала итогом недельного противостояния властей и исламистов вокруг известной своим радикализмом "Красной мечети" в Исламабаде. Столкновения начались в пакистанской столице 3 июля, после вооруженной стычки между студентами-исламистами из медресе при этой мечети и силами правопорядка.

На протяжении недели комплекс "Красной мечети" был со всех сторон окружен плотным кольцом сил безопасности, поддерживаемых бронетранспортерами. В нескольких стычках за это время погибли более двух десятков человек. Стремясь избежать бессмысленных жертв, власти неоднократно предлагали находящимся в осаде прекратить сопротивление и сдаться, отмечает ИТАР-ТАСС.

Как утверждал Гази, с ним находилось порядка 2 тысяч его сторонников. Однако, по данным сил безопасности, в комплексе к моменту штурма было порядка 200-500 студентов-исламистов, а также несколько сотен женщин и детей, используемых в качестве живого щита. Ядро сопротивления составляют 50-60 вооруженных боевиков, связанных с "Аль-Каидой" и движением "Талибан".

По поступающим сообщениям, военные не позволяют репортерам приближаться к зоне, непосредственно примыкающей к мечети. Из окружающих жилых кварталов, где в последние сутки вводился комендантский час, эвакуирована часть местных жителей.

Инопресса: Мушарраф стал заложником собственной политики. "Красная мечеть" - апофесоз

Генерал Первез Мушарраф попался в капкан "Красной мечети". Придя к власти в 1999 году в результате государственного переворота, лидер пакистанских военных сегодня оказался заложником неподконтрольного ему феномена, возникновению которого он способствовал с начала 1980-х, сообщает французская Le Figaro. Когда генерал, возглавляющий страну, вынужден возлагать надежду на тех, чье влияние он всегда хотел сократить, проблема очевидна. Она тем серьезнее, что этот генерал приструнил гражданскую оппозицию и поэтому не может надеяться на ее поддержку.

После недельной осады, обернувшейся тремя десятками погибших, и множества ожесточенных перестрелок у власти не осталось иного выбора, как начать штурм "Красной мечети". Этот штурм ознаменует собой двойное поражение, считает французское издание. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Во-первых, если и есть что-то очевидное в кризисе, выявленном "Красной мечетью", так это слепота пакистанских спецслужб. Пока не было слишком поздно, то есть пока не началась открытая конфронтация, службы безопасности всячески преуменьшали масштабы угрозы, ни разу не попытавшись их уменьшить на деле. В то время, когда главари и активисты Красной мечети учащали провокации в пакистанской столице, издавна бывшей витриной страны, власти постоянно отводили глаза и демонстрировали беспомощность, лишь подзадоривая тех, кто бросал им открытый вызов. Следует ожидать обострения кризиса, потому что официальная позиция колеблется.

Встречаясь в середине мая с муллой Гази, лидером "Красной мечети", корреспондент Le Figaro заговорил о его желании осуществить "религиозную и социальную революцию", которая в случае сопротивления может "стать насильственной". Мулла Гази совершенно спокойно рассказал о своих связях с террористами: "Впервые я оказался в Афганистане в 1986 году. Два года спустя я прошел военную подготовку. Еще я сражался в 1989. В 1998 году в Кандагаре я провел целый день с Усамой бен Ладеном". Лидер "Красной мечети" не скрывает смех, слушая о заявлениях и отношении пакистанских властей: "И вы этому верите?!" - говорит он об официальных заявлениях. Честно говоря, никто в Исламабаде уже не верит официальным заявлениям.

Именно в этом состоит второе поражение пакистанских властей. Ясно, что кризис в "Красной мечети" дискредитирует власть генерала Мушаррафа, столкнувшегося с открытым бунтом талибского происхождения в сердце столицы своей страны, хотя еще совсем недавно он постоянно делал акцент на усилиях и относительных успехах в деле борьбы с ирредентизмом в племенной зоне. Видимо, к речам главы государства следует относиться с осторожностью. Связи "Красной мечети" с пакистанскими племенными территориями на самом деле гораздо прочнее, чем между армией и политической властью.

Во время фатвы 2004 года, когда пакистанская армия отвоевывала племенные территории, два лидера "Красной мечети" заявили о поддержке талибов. "Ни один солдат, погибший в ходе операций против талибов, не может быть похоронен по мусульманскому обряду", - заявили они, подчеркнув, что "воины, павшие в борьбе с армией, являются мучениками". Тогда их поддержали более 500 религиозных лидеров, в то время как количество дезертиров из пакистанской армии возросло.

Такое преобладание религиозных деятелей - в ущерб политическим и военным, оттесненным в сторону, - наблюдается и при нынешнем развитии кризиса в "Красной мечети". Помимо бывших лидеров организаций, объявленных властями вне закона, последними посредниками, к которым власти обратились за помощью в ходе беспорядков, стали улемы (исламские богословы) и лица, связанные с пакистанской сетью медресе (коранических школ). Совет пакистанских улемов, независимое от государства объединение, в прошлом месяце присвоил почетный титул Усаме бен Ладену. Что касается медресе, генерал Мушарраф всегда говорил, что хочет взять их под контроль государства.