Россия, пытаясь сыграть более весомую посредническую роль в Афганистане, предлагает провести прямые переговоры между правительством страны и движением "Талибан"*
Global Look Press
Россия, пытаясь сыграть более весомую посредническую роль в Афганистане, предлагает провести прямые переговоры между правительством страны и движением "Талибан"* не только для прекращения конфликта, который идет уже более 16 лет, но и ради снижения влияния в этой стране боевиков "Исламского государства"*.

Москва озабочена тем, что Афганистан может стать новой опорной базой для центральноазиатских джихадистов, вытесненных из Сирии и Ирака после поражения ИГ*. В России подчеркивают, что подобный сценарий способен дестабилизировать не только страны Центральной Азии, но и может угрожать ее собственной безопасности.

"Несмотря на то, что Россия воевала против "Талибана"* в афганской войне 1979-1989 годов в советскую эпоху, теперь Москва выступает за его вовлеченность, потому что не считает, что амбиции вооруженной группировки выходят за пределы Афганистана, в отличие от ИГИЛ*", - пишет американская The Financial Times, статью которой цитирует издание InoPressa, подчеркивая, что на данный момент "Талибан"*, в отличие от "Исламского государства"* не является прямой угрозой российской безопасности.

Поэтому Москва готова содействовать запуску прямого переговорного процесса между Кабулом и талибами в рамках Московского формата и контактной группы "ШОС-Афганистан", однако отмечает, что таким переговорам препятствует ставка США на силовое давление на талибов.

В целом, в движении "Талибан", доминирующем на территории Афганистана, ИГИЛ* воспринимают как конкурентов. Но США, начавшие в последнее время очень активные боевые действия против группировок, оппозиционных официальному Кабулу, наносят основные удары по позициям талибов на севере Афганистана, отметил в интервью "Интерфаксу" директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар.

"Получается, что американцы фактически косвенно усиливают позиции ИГИЛ" на севере Афганистана. Ослабление позиций талибов автоматически усиливает позиции террористической группировки", - объясняет Нессар.

Такое силовое давление на талибов может обернуться активным противодействием со стороны "Талибана", особенно его "пропакистанского крыла", американским военным с учетом резкого ухудшения отношения между Вашингтоном и Исламабадом, считает он.

"Идеологически движение едино, но, с точки зрения внешнего влияния ситуация следующая: определенная часть талибов лояльна саудитам, а большая часть движения ориентируется на Пакистан. Не исключаю, что и другие игроки могут иметь определенное влияние на талибов", - сказал эксперт.

Вашингтон, оказывающий силовое давление на "Талибан", активно влияет на позицию официального Кабула, где в последнее время склонны делать заявления со скептическими оценками перспектив межафганского переговорного процесса, отмечает эксперт. "Официальный Кабул, скорее всего, будет менее активен в отношении переговорного процесса под влиянием американского фактора. Афганские власти с 2014 года проводят свою политику в полном соответствии интересам США. Поэтому американский фактор играет здесь значительную роль", - сказал Нессар.

Эксперт подчеркивает, что с точки зрения Вашингтона, нельзя допустить усиления влияния Москвы, выступающей с посредническими инициативами по межафганскому диалогу. "США, насколько можно судить, хотят монополизировать процессы, связанные не только с боевыми действиями в Афганистане, но и с мирным процессом. Поэтому, под американским давлением официальный Кабул может снизить уровень своего участия, вплоть до отказа от обсуждения некоторых проблем, относящихся к повестке переговорного процесса", - сказал он.

Со своей стороны США заявляют, что истинная цель России не сам мирный процесс в Афганистане, а ослабление позиций США и НАТО в этом регионе. В Вашингтоне убеждены, что для этого Россия хочет легитимизировать движение "Талибан", ссылаясь на то, что талибы якобы противостоят "Исламскому государству", которое намерено объявить халифат на территориях Афганистана, Пакистана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. В Москве уверены, что "Талибан" не поддерживает такие планы ИГ*, а сосредоточен на восстановлении контроля только в Афганистане.

В свою очередь официальные власти Афганистана уже обвиняли Россию в поддержке движения "Талибан". В прошлом году председатель нижней палаты афганского парламента Абдулрауф Иброхими утверждал, что Москва оказывает военную помощь этому движению, несмотря на то, что оно запрещено в РФ. Депутат афганского парламента Абдувадуд Паймон также заявлял, что талибы в северных афганских провинциях получают оружие из России транзитом через Таджикистан. Он сообщил, что контейнеры переправляется через реку Пяндж на таджикско-афганской границе.

Россия, действительно, вынуждена отправлять в этот регион все больше военной техники, но она идет только в Таджикистан. В конце декабря 2017 года стало известно, что Россия безвозмездно передала республике большую партию оружия и военной техники, считая, что соседствующий с этой бывшей республикой СССР Афганистан становится основным центром сосредоточения побежденных в Сирии террористов, и они имеют возможность просачиваться на территорию стран СНГ.

Таджикистану было передано три танка Т-72Б1, девять бронетранспортеров БТР-80, БТР-70 и боевых машин пехоты БМП-2, три гаубицы Д-30 и столько же зенитных установок 23М1, вертолеты Ми-24 и Ми-8, медицинское и топографическое оборудование, запчасти к бронетехнике, средства связи, тыловое имущество, большое количество стрелкового оружия и многое другое. В 2017 году оружейно-технические поставки Москвы в Душанбе оценивались в 122 млн долларов.


*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), "Талибан" - террористические группировки, запрещенные в РФ.