Исследование поднимает серьезные вопросы о способности утомленных солдат в Ираке, где некоторые из них остаются в деле почти три недели, в долю секунды должны принимать решения о том, является ли вероятная цель солдатом противника, гражданским лицом или одним из своих. Список инцидентов, в которых по ошибке были убиты мирные граждане или дружественные солдаты, становится все длиннее, отмечает научное издание.
Группа Харриса Либермана из Исследовательского института экологической медицины армии США сопровождала элитные подразделения ВМФ и сухопутных сил на учениях, проходивших в условиях, приближенных к боевым. "Нашей целью было документировать, насколько сильно ухудшаются когнитивные способности, с тем, чтобы военные приняли меры для предотвращения такого ухудшения", - говорит он.
Результаты поразительны. По сравнению с тестами, выполненными до операции, солдаты, которые тренировались несколько дней подряд, продемонстрировали резкое снижение способности выполнять типовые задания, с которыми приходится сталкиваться в ходе военных действий.
Замедление реакций
Хуже всех пришлось морякам, которые во время исполнения своих обязанностей спали лишь 1 из 73 часов. У молодых новобранцев отмечалось замедление реакции, уменьшение бдительности и снижение способности запоминать важные детали. В тесте на способность быстро принимать решения среднее количество ошибок увеличилось с одной-двух до 15.
Но и у более опытных и лучше отдохнувших армейских "рейнджеров" при выполнении относительно простых заданий обнаружился значительный спад. "Их результаты оказались значительно хуже, чем в случае, если бы солдаты выпили свою законную норму ", - утверждает Либерман, который в декабре прошлого года представил свои выводы на армейской научной конференции во Флориде. (Законная норма в США составляет 0,8-1 миллиграмм алкоголя на миллилитр крови.)
По словам Либермана, хотя военные планировщики рассчитывают на некоторое снижение когнитивных способностей в ходе боевых действий, неясно, принимают ли они в расчет утрату основных функций, которую он наблюдал. Например, ведение огня требует быстроты, модели распознавания для определения вероятной цели, логики при принятии решения, является стрельба уместной и соответствующей правилам боя, сохранения в памяти сведений о местоположении дружественных войск. Все эти способности существенно снижаются, говорит Либерман.
По его мнению, при увеличивающейся сложности современной войны необходимо найти способы поддерживать ментальные способности солдат в боевых условиях. Однако Грегори Беленки, глава отдела нейропсихиатрии армейского НИИ Walter Reed, возражает против разговоров об "угаре войны", настаивая на том, что деятельность в любой сложной ситуации со временем ухудшается. "Я не думаю, что участвовать в боях намного труднее, чем летать на самолете, водить грузовик или работать в штабе по чрезвычайным ситуациям, - говорит он. - Вполне можно сказать, что имеет место медицинский угар".
По мнению Беленки, в боевых ситуациях внимание усталого солдата включается благодаря быстрому повышению уровня адреналина. Во время между двумя выбросами утомление с наибольшей вероятностью приводит к ошибкам.
Программы и амфетамины
И все же военные ищут способы обеспечить поддержание у солдат состояния боевой готовности, например, разрабатывая компьютерные программы, которые будут вести мониторинг модели сна у бойцов. Американское Управление высокотехнологичных оборонных проектов даже пытается выяснить, можно ли сделать так, чтобы солдаты вообще не нуждались во сне.
На сегодняшний день единственным способом справиться с недосыпанием являются стимуляторы. Наиболее спорным считается прием амфетаминов летчиками.
Адвокаты одного из двух летчиков, дружественным огнем убивших в Афганистане четверых канадцев, возлагают вину на препараты, утверждая, что пилота заставляли их принимать, хотя известно, что они ухудшают способность выносить суждение. Пока неизвестно, страдал ли от недосыпания и принимал ли амфетамины кто-либо из пилотов, связанных со случаями ведения "дружественного огня" и несколькими авариями вертолетов в Ираке.