Принятие и введение в действие этого закона является обязательным условием для участия Югославии в работе ООН. Разработки такого документа международные представители добивались от президента страны Воислава Коштуницы и кабинета министров в течение полутора лет с момента смены власти в Белграде.
В последнее время давление на власти Югославской Федерации усилили США, отказавшиеся предоставить Белграду пакет финансовой помощи размером в 40 миллионов долларов. Госсекретарь США Колин Пауэлл не сообщил, когда именно помощь может быть возобновлена, но полагают, что это произойдет после того, как в Гаагу будут переданы наиболее высокопоставленные из остающихся на свободе подозреваемых.
Премьер-министр Сербии Зоран Джинджич заявил ранее, что как только закон будет принят, передачи подозреваемых следует ожидать в течение трех недель. Реакции Вашингтона пока не последовало и неясно, как отнесутся США к поправкам об ограничении списка подозреваемых только теми именами, которые уже содержатся в предъявленных трибуналом ордерах. Эта поправка была предложена представителями националистических партий Черногории.
Между тем, парламент Сербии формально поддержал разработанное недавно соглашение, превращающее Югославскую Федерацию в союз двух полу-независимых государств. Об этом в марте при посредничестве Евросоюза договорились руководители двух республик.
Решение о создании новой федерации сроком на три года было поддержано 146 депутатами. 72 проголосовали против и 25 воздержались.
Параллельно это соглашение было одобрено и законодателями Черногории. По условиям соглашения Черногория откажется от проведения референдума о независимости, который, как опасались европейские политики, мог серьезно дестабилизировать обстановку и привести к новой вспышке насилия.