Павел Латушко
DW на русском / YouTube
Белорусская оппозиция обвинила национальное общество Красного Креста в причастности к массовым фальсификациям на президентских выборах в августе 2020 года. По данным независимых наблюдателей, не имеющая права заниматься политикой гуманитарная организация привлекла тысячи людей для работы в избирательных комиссиях. Международный Красный Крест отрицает причастность руководства белорусского отделения к нарушениям при голосовании.

О роли, которую играло белорусское отделение Красного Креста (БОКК) на выборах рассказал Русской службе BBC руководитель одного из объединений белорусской оппозиции - Народного антикризисного управления (НАУ) Павел Латушко. "Мы говорим о том, что БОКК не является беспристрастной и независимой организацией. Оно фактически находится под контролем властей", - заявил он.

НАУ совместно с платформой "Голос", пытавшейся вести независимый подсчет голосов на выборах в августе, выяснили, что белорусский Красный Крест выдвинул почти три тысячи человек в качестве членов избирательных комиссий по всей стране. По мнению оппозиции, это противоречит принципам нейтральности и независимости, провозглашенным организацией.

Также вызывает вопросы неожиданное повышение исполняющего компетенции председателя президиума БОКК Дмитрия Пиневича. Через две недели после президентских выборов он - в то время замминистра здравоохранения - был назначен исполняющим обязанности министра. О его назначении Александр Лукашенко объявил лично.

А генеральный секретарь БОКК Ольга Мычко до 2019 года была членом белорусского парламента.

По данным "Голоса", на 362 избирательных участках, куда входили члены комиссии, выдвинутые от БОКК, обнаружены фальсификации. Количество голосов, отданных за кандидата от оппозиции Светлану Тихановскую, в протоколах комиссии значительно меньше, чем фотографий бюллетеней избирателей за нее ("Голос" просил всех желающих сфотографировать свой бюллетень и прислать независимым наблюдателям).

На некоторых участках данные протоколов комиссии и платформы "Голос" расходятся в несколько раз. Например, на участке 101 в Могилеве, согласно платформе "Голос", за Тихановскую было отдано 299 голосов (прилагаются 168 фотографий), но, по официальным результатам, у нее только 90 голосов. Членом комиссии на этом участке была заместитель заведующего по хозяйственной части в детском саду-яслях Ирина Лобанова, выдвинутая Октябрьской районной организацией белорусского Красного Креста в Могилеве. По ее словам, она регулярно платит взносы, но выдвигалась от организации впервые.

Лобанова подтвердила свое членство в избирательной комиссии, но отвергла обвинения в фальсификациях на своем участке.

Еще на одном участке в Минске, по данным платформы "Голос", за Светлану Тихановскую проголосовали 1208 человек (есть фото 871 бюллетеня), по данным УИК - 198 человек. Член комиссии - учительница английского языка Ольга Трацевская, выдвинутая от Красного креста в Минске. Заместителем председателя той же комиссии работала Валентина Сакович - директор школы и непосредственный руководитель Трацевской.

Согласно избирательному кодексу Белоруссии, государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии. Остальные две трети должны достаться представителям политических партий и общественных объединений.

По данным независимой платформы для наблюдателей и избирателей Zubr, представители Красного Креста присутствовали почти на половине всех избирательных участков страны. Таким образом, по мнению Павла Латушко, Красный Крест был выбран властями для того, чтобы международный авторитет организации добавил видимость легитимности процессу подсчета голосов.

"Была цель привлечь лояльных режиму людей под знамена Красного Креста, чтобы они с легкостью фальсифицировали выборы. Никто не задумывался об имидже международной организации, Лукашенко и его приближенных это не волнует", - считает оппозиционер.

По его словам, "на парламентских выборах 2019 года, которые не были признаны демократическими мировым сообществом, в избиркомах тоже участвовали представители от Красного Креста".

Белорусское общество Красный Крест - самая крупная гуманитарная организация в стране. Согласно данным самой организации, у нее более 160 региональных отделений и около 8 тысяч местных представительств, в ней состоит 1,14 млн человек - это около 12% населения страны.

В головном офисе БОКК утверждают, что люди, принимавшие участие в работе избирательных комиссий, могли быть просто членами организации, но никак не ее сотрудниками и волонтерами. "Это различие может показаться незначительным, но на самом деле это не так: волонтеры активно участвуют в повседневной работе Красного Креста, а сотрудники, само собой, получают зарплату. Члены подобны "сторонникам": они могут платить небольшие взносы, но не участвуют в предоставлении гуманитарных услуг", - сказал представитель международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (КККП) Мэтью Кохран.

По его словам, руководство белорусского Красного Креста не располагало информацией о том, что "некоторые члены" организации принимали участие в избирательном процессе. "Белорусское Общество Красного Креста и Международная федерация обществ КККП согласны с тем, что участие в избирательных комиссиях людей, которые утверждают, что являются членами Красного Креста, неприемлемо. Это не подлежит сомнению", - добавил Мэтью Кохран.