Первая часть это подробное изложение истории Центра, от идеи, возникшей через несколько месяцев после окончания Второй мировой войны и споров, связанных с ее развитием, до трудностей строительства и появления башен в начале 70-х в городе, переживающем острый финансовый кризис. Все это интересно.
Но от второй части, посвященной атаке на башни-близнецы 11 сентября 2001 года, невозможно оторваться. Подобно другим невообразимо чудовищным эпизодам истории, гибель 2792 человек в башнях в то утро, при пересказе не утрачивает эмоционального воздействия. Спустя два года зрелище самолетов, врезающихся в башни, и обвал зданий по-прежнему потрясают. Еще больший ужас, если такое возможно, вызывают съемки людей, прыгающих из башен, спасаясь от огня: когда они падают, их тела извиваются, а фалды пиджаков трепещут.
События того утра необратимо изменили Нью-Йорк и всю Америку, и при просмотре фильма невозможно не думать об этом. В каком то смысле вторая часть работает против первой.
Режиссер и один из авторов сценария картины, завершающей проект общественного телевидения "Нью-Йорк в документальном кино", делает все возможное, чтобы придать драматическое напряжение всему фильму. "Центр мира", охватывающий более 50 лет, начинается, когда банкир Дэвид Рокфеллер задумывает этот проект как способ провозгласить глобальное экономическое господство Америки и предотвратить упадок Манхэттена, пишет сегодня The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).
Но события недавнего прошлого затмевают амбиции Рокфеллеров и политические махинации, которые потребовались для реализации проекта. Страшное знание того, что предстоит, отвлекает с самого начала. Фильм начинается с исследования символики Всемирного торгового центра, и лишь через четверть часа кто-то впервые упоминает о погибших. Повествование перемежается высказываниями множества людей: историков, журналистов, политиков. Многие из них интересны. Другие банальные, а некоторые настолько нелепы, что явно вырваны из контекста.
Неудивительно, что историки понимают ситуацию лучше, чем журналисты (исключение составляют корреспондент The New York Times Джеймс Гланц и архитектурные критики Пол Голдерберг и Ада Луиза Хакстебл). Но самыми сильными из всех интервью оказываются воспоминания людей, работавших в зданиях. В части, посвященной строительству башен, инженер Лесли Робертсон рассказывает о тестах, которые он проводил. "Одной из моих задач было рассмотреть все события, которые могут произойти в высотном здании", - вспоминает он. Он описывает испытание на "удар самолета", в котором использовался низко летящий медленный "Боинг 707", самый большой самолет того времени. Робертсон пришел к выводу, что здание "пострадает" но устоит. "Мы не подумали о том, что случится со всем этим топливом, - грустно говорит он. - Наверное, нас можно в этом обвинить".
Более четверти часа посвящено французскому канатоходцу Филиппу Пти, который в 1974 году совершил нелегальную прогулку по проволоке, натянутой между двумя башнями. Это событие, наряду с открытием популярного ресторана и смотровой площадки Windows on the World, похоже, изменило взгляд на ВТС многих жителей Нью-Йорка.
Возможно, важность дерзкого поступка Пти в фильме преувеличена. Повествование нередко портят избыточность и превосходная степень. (Любой поворотный момент является "критическим", любое изменение - "примечательным".) Еще больше раздражает саундтрек, который временами напоминает музыку к фильму "Титаник".
В какой-то мере фильм обвиняет власти Нью-Йорка в неспособности предвосхитить события 11 сентября, хотя ответственность, конечно, лежит федеральных службах безопасности. Неоднократно повторяемое утверждение, что к терактам привела "глобализация", слишком туманно и представляется слишком упрощенным объяснением.
Наверное, Всемирный торговый центр задумывался как символ капитализма и мирового господства. Наверное, наши враги считали его олицетворением зла и коррумпированной политической системы.
Но для многих из нас после 11 сентября он будет символом потерянных жизней и смелости людей, до этого дня казавшихся абсолютно ничем не выдающимися.