По мнению хорватского президента Стипе Месича, ситуация на Балканах критическая, хрупкое государство трех народов Босния и Герцеговина находится на грани распада
Reuters

По мнению хорватского президента Стипе Месича, ситуация на Балканах критическая, хрупкое государство трех народов Босния и Герцеговина находится на грани распада. Если Республике Сербска (СПРАВКА) удастся отделиться, сказал Месич корреспонденту Der Spiegel, Европе грозит новая война.

Распад Боснии и Герцеговины – форсируемый премьер-министром Республики Сербской Милорадом Додиком – может обернуться катастрофой, сказал в Загребе Стипе Месич. Он предупреждает европейцев об опасности нового кровавого конфликта на Балканах. В наихудшем случае следует ожидать образования вокруг Сараево фундаменталистского исламского "обрубка" – "европейской Палестины и оплота террористов".

Месич, второй срок возглавляющий Хорватию, до 1991 года был последним президентом прежней – до ее распада – Югославии. Его беспокоит, что теперь, после опустошительных гражданских войн 1990-х годов, дело снова может дойти до конфронтации по этническим принципам и массового потока беженцев, а также силового пересмотра границ на Балканах, прежде всего в разрываемой изнутри Боснии и Герцеговине, государстве трех народов. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

Эта республика со слабым центральным правительством существует с конца войны и состоит из двух частей: мусульманской хорватской федерации и сербской республики. Над этим образованием, словно верховный надзиратель от международной общественности, восседает "Высокий представитель" , пишет издание, в настоящий момент это словак Мирослав Лайчак.

Месич считает Додика "новым Милошевичем"

Сильный человек в стране – это массивный сербский лидер, 49-летний Милорад Додик, энергичный бизнесмен и бывший баскетболист. На местных выборах, состоявшихся в воскресенье, победу на которых одержали националисты, в Республике Сербска успех сопутствовал так называемым независимым социал-демократам Додика.

Это может еще больше укрепить положение самодержавного премьера сербской "сущности". Додик неоднократно – в особенности после отделения Косово от Сербии – угрожал проведением референдума, чтобы продавить отделение его земли от Боснии и Герцеговины и ее преобразование в самостоятельное государство.

Додик – это "новый Милошевич", говорит президент Хорватии Месич. "Дело его жизни, Республика Сербска, основанная на этнических чистках и геноциде, все еще живет". Лидер боснийских сербов проводит ту же самую политику, что и бывший правитель в Белграде, которому пришлось отвечать за свои дела перед Гаагским трибуналом и который умер от инфаркта до завершения судебного процесса.

Мировая общественность больше не должна мириться с постоянными сомнениями в существовании государства Босния и Герцеговина, питаемыми угрозами Додика о проведении референдума по вопросу об отделении, Считает Месич. Поэтому он требует от Высокого представителя Лайчака немедленного отстранения сербского премьера от должности.

"Если Додик говорит, что он не признает Боснию и Герцеговину, то уже завтра он должен быть лишен своего места. Но для этого Лайчаку нужно собраться с силами и получать поддержку из Брюсселя, Вашингтона и от НАТО", - заявил он.

Если дело дойдет до отделения сербской республики, боснийские хорваты неизбежно тоже выйдут из состава коалиции и присоединятся к соседней Хорватии. У многих боснийских хорватов, напоминает Месич, уже есть второй паспорт, хорватский, "и это очень опасно".

После распада Боснии и Герцеговины "мы получим в остатке исламское государство, новую Палестину. И это государство будет окружено врагами". Чтобы хоть как-то существовать, это образование окажется в зависимости от фундаменталистских режимов и обречет себя на сотрудничество с радикальными исламистами. "Тогда в Сараево возникнет террористический центр", - говорит Месич.

Республика Сербская - государственное образование на территории бывшей югославской республики Босния и Герцеговина, образованное в результате Дейтонского соглашения. Населенные боснийцами-сербами территории провозгласили независимость своей Республики Сербской в начале 1992 года в ответ на инициированный тогда же боснийцами-мусульманами выход Боснии и Герцеговины из состава Югославии.

Республика принимала ключевое участие в кровопролитной боснийской войне и оставалась самопровозглашенной и непризнанной до конца 1995 года, когда из-за вмешательства НАТО и ООН перевес оказался на стороне мусульман, а Республика Сербская и босняцко-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины образовали равноправный Союз Босния и Герцеговина.

В настоящее время Республика Сербская состоит из двух частей, которые соединяются районом Брчко, находящемся под управлением ООН (согласно соглашениям в Дейтоне, этот район примерно поровну разделен между Республикой Сербской (северная часть) и Мусульмано-хорватской федерацией).

В то же время Республика Сербская является звеном, отделяющим Федерацию Босния и Герцеговина от двух хорватских районов, и обязана обеспечивать беспрепятственный проход по специальному коридору, проходящему по ее территории.